Сон на кургане

Какие тайны скрывают древние городища?
Какие тайны скрывают древние городища?

В Белыничском районе любят рассказывать красивую и одновременно жутковатую легенду. В незапамятные времена жила здесь девушка Рогнеда, на красоту которой съезжались посмотреть парни из всех мест. Был к тому же у девушки особый дар лечить болезни, в том числе и своими слезами, а переняла она эту способность от бабки с матерью. Многие сватались к Рогнеде, а наибольшую настойчивость проявлял богатый пан Дулеба. А она любила другого, хлебопашца Всеслава.

Чтобы красавица не досталась никому, Дулеба решил свести ее в могилу, объявив ведьмой. О готовящейся расправе предупредили Рогнеду добрые люди. Она укрылась в непроходимом болоте на древнем городище. Но в деревне заболела маленькая девочка и, чтобы вылечить ее, красавица вышла из укрытия и явилась в дом родителей малютки. Там знахарку выследили и схватили слуги Дулебы. Девушку сожгли на костре, а в память о доброй красавице по всей округе потом появились камни, способные исцелять болезни...

Репортер диктует из... болота

Уж не знаю, жил ли на самом деле на территории нынешнего Запольского сельсовета жестокий Дулеба, но рукотворный насыпной курган на болоте, где люди многие века прятались от врагов, здесь действительно сохранился. Правда, единственную тропинку к «Городищу», построенному как временное убежище на случай опасности еще в начале железного века, знают немногие.

Соседство с ведьмами, лешими и русалками наших далеких предков не вдохновляло, поэтому мало кто осмеливался жить на «Городище» постоянно. Но курган сохранял свое первоначальное предназначение многие века.

...Сопровождать меня на таинственное болото вызвался председатель Запольского сельсовета Григорий Хитриков. Водитель Алексей подвез нас на «Жигулях» к самому лесу, дальше предстояло идти пешком.

— А вдруг там и сегодня бандиты прячутся? — опасливо спрашиваю проводника. — Как защищаться будем?

— Нет там никого, — успокоил Григорий Кононович. — Там же ни землянки, ни избушки. Что ж им на ночлег в медвежью берлогу проситься?

Проводник заверил, что если и встретим кого, то лося, зайца или лисицу. Животным раздолье, когда людей мало, а сюда даже охотники заходят редко.

...Почти у самой дороги видны следы кабана, чуть дальше прошло целое стадо.

— Кабаны очень опасны, — все же не дает мне расслабиться Хитриков. — Не зря в старину говорили: «Идешь на «дика» — готовь гроб».

Тропинки совсем не различаю, просто иду след в след за Григорием Кононовичем, зато тот безошибочно видит дорожку по каким–то известным только ему приметам. А мне рассказывает, что болото под нами нетопкое, в худшем случае провалишься в воду по колено, но люди, незнакомые с местностью, ходить сюда боятся.

— Хорошо, что подморозило, — заметил проводник. — Иначе тонкий лед нас бы не выдержал.

Проваливаться я начинаю в конце пути, когда вдалеке уже виден курган. Но трещит подо мной не лед, всего лишь ноги утопают в снегу. Проводника же моего снег держит до последнего, он привычен к ходьбе по бездорожью и знает, как ступать.

Путь дракона

Непроходимая дорога заканчивается... вполне цивилизованной табличкой, свидетельствующей, что мы прибыли к памятнику археологии «Городище», охраняемому государством. Так мне его и описывали: рукотворный насыпной курган, окруженный рвом со всех сторон, река Малыш, а пройти можно только в одном месте. Но родившийся в соседней деревне сразу после войны Григорий Хитриков утверждает, что в древние времена на кургане действительно прятались от набегов кочевников, возможно, здесь даже была небольшая крепость. В последующие века «Городище» также помогало скрываться от врагов, даже еще в гражданскую войну здесь от банд спасались. А вот во время Великой Отечественной эта местность уже вряд ли могла быть убежищем, потому что лес вырос позже.

Местный лесничий Александр Бедный другого мнения.

— Лес здесь был всегда, и старики не раз говорили, что в Отечественную прятались сельчане в «городке» от карателей.

Попробовала расспросить старожилов, да еще больше запуталась. В ближайшей от «Городища» деревеньке Дальней, где сохранилось лишь 5 дворов, никого из стариков, запомнивших события военных лет, не осталось. Воспоминания жителей Падевичей, что в 7 километрах отсюда, тоже противоречивы, а правда в памяти жителей района переплелась со сказками да преданиями. Мол, в далекой древности повадился на эти земли дракон, который каждый месяц уносил самых красивых девушек племени. А добра молодца, способного победить чудовище, не нашлось. И тогда отцы красавиц невест посовещались и соорудили неподалеку от постоянного поселения временное, где можно было прятать дочерей от страшного Чуда–юда.

Потом будто бы в течение многих лет природа сама помогала пройти на «Городище» хорошим людям и не пускала плохих. Стоило лихому человеку сделать шаг в сторону болота, как кругом становилось темно, падали деревья, раскачивались ветки, выл ветер и со всех сторон слышались вздохи и стоны.

Легенды и мифы местного туризма

Бывшая медсестра, пенсионерка Полина Тимофеевна Поддубская переселилась в Падевичи только в 1950 году и вскоре вышла здесь замуж. Она рассказала мне, что в молодости часто бывала в «городке» на заготовке сена. Тропинка была хорошо видна, но, если случайно сойдешь с нее, становилось топко. Сено косили у кустов, выносили по колено в воде, по дороге часто видели лисьи норы. Деревенские вручную сооружали гать (проход по болоту) из жердей, веточек.

В 1986 году Григорий Хитриков сопровождал сюда ученого Леонида Поболя, который исследовал этот и другие курганы района. А еще раньше сюда приезжали могилевские археологи.

В статьях исследователей о подобных курганах лишь скупые сведения, представляющие интерес больше для людей науки, нежели для туристов и путешественников. Когда возникли, какие орудия труда здесь находили, какую посуду. Только не нашла я в их трудах, от каких бед прятались на болоте люди. Зато узнала, что иногда курган называют еще Дальним, как и соседнюю деревню. В некоторых справочниках «Городище» представлено даже постоянным древним поселением, но в большинстве все же временным убежищем на случай опасности. Высказываются предположения, что тайное место принадлежало днепро–двинским племенам или носителям культуры штрихованной керамики.

Пока вопросов больше, чем ответов.

— Вы шли от дороги всего 2 километра? — подливают масла в огонь местные краеведы. — Вроде путь должен быть длиннее. Может, не туда зашли, ведь в районе нашем множество курганов. Только около Падевичей их два, этот — третий.

То же самое говорил первый заместитель председателя Белыничского райисполкома Николай Гузняков, когда «благославлял» нас в путь. И в книге «Память» написано, что на территории района осталось еще более 50 курганных групп, которые лучше сохранились в лесных массивах вблизи рек. Правда, большинство из них — захоронения, а не поселения или убежища. Когда–то их было еще больше, но многие уничтожили во время прокладки дорог, строек.

Белорусские ученые, конечно, исследуют памятники старины, но не до всех, к сожалению, доходят руки. И туристов, которые любят бродить по нехоженым тропам, в «Городище» никто не зовет. А ведь людей, которые могут хоть что–то рассказать о «городке», показать к нему дорогу, с годами становится все меньше.

— Ценность, значимость таких городищ и курганов огромная, — считает ученый секретарь Могилевского областного краеведческого музея археолог Анатолий Седин. — Ведь многим из них от тысячи до 2 тысяч лет. Часто это единственные источники познания нашего прошлого, истории, культуры древности и средневековья. И очень жаль, что пока не разработаны туристические маршруты в такие места. На Могилевщине около 200 городищ — поселений раннего железного века и раннего средневековья, более 6 тысяч курганов–захоронений, есть стоянки бронзового и каменного веков. А Белыничский район один из самых богатых памятниками археологии.

Жаль, что об этом знают только узкие специалисты... Но ведь может быть иначе — туристы могли бы приезжать в легендарные места, чтобы окунуться в атмосферу древних легенд, пощекотать себе нервы, прикоснувшись к мрачным тайнам. Моя фантазия рисует шоу с участием мифических персонажей, экстремальные экскурсии по трясине, мистические спецэффекты и... звонкий валютный ручеек, питающий жителей окрестностей, создающий новые рабочие места, туристическую инфраструктуру. Или это всего лишь мечта? Такая же зыбкая, нереальная, как и сказания железного века?
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter