Стоит ли включать отопление в начале октября?

Сомнения про отопление

Перед началом отопительного сезона наш любимый ритуал в домах и на работе — подойти с утра к батарее, сыграть с ней в игру «горячо — холодно» и только после этого начать выстраивать свои отношения с внешним миром. Пару дней назад в детских домах и школах батареи стали горячими, коммунальщики обещают на днях подать тепло и в квартиры. Одна из участниц сегодняшнего спора несказанно рада этому обстоятельству, за прошедшие холодные дни она успела дважды отморозить уши. Ее коллега, подогретый житейскими заботами, не спешит радоваться комфорту. Он опасается, что тепловую энергию мы расходуем не по уму: регулируем температуру в помещениях форточкой — а значит, выбрасываем деньги на ветер. Рассудите нас, дорогие читатели, кто прав? Как всегда, ждем ваших замечаний и реплик на сайте www.sb.by



Холодный расчет


Дмитрий КРЯТ
Я, Вика, понимаю, что ты существо нежное, ажурное и теплолюбивое. С кошкой у вас абсолютно гармоничный альянс единомышленников. Не буду тут расправлять крылья и утверждать, что сам убежденный морж и никакой мороз мне нипочем. Но еще с детства, проведенного на берегу Амура, усвоил одну простую истину: дальневосточник не тот, кто не мерзнет, а тот, кто правильно одевается. Поэтому не вижу особого дискомфорта в том, чтобы походить недельку–другую дома в спортивном костюме с начесом и в толстых носках. До того момента, когда станет окончательно ясно, что батареи потеплели для того, чтобы действительно греть людей, а не улицу через открытые форточки.

Традиционный плач в осеннее межсезонье «поскорее бы дали тепло!» даже раздражает. Ведь его природа не в том, чтобы добиться справедливости, четкой и слаженной работы коммунальных служб и энергетиков. Исключительно меркантильная забота о себе любимом. Пусть мне будет хорошо, а какой ценой — дело десятое. В противном случае так же дружно выступали бы по весне за отключение отопления. Когда картина с точностью до наоборот. На дворе уже чуть ли не трава зеленая пробивается, а на радиаторах хоть яйца вари. Но жар костей не ломит. Поэтому и всеобщего возмущения не вызывает. И говорит это прежде всего о нашей житейской незрелости. Избалован наш человек нежным и бережным отношением к себе. Поэтому и готов бить во все колокола, когда ему стало чуть менее удобно, но смолчит, даже если увидит, что какие–то блага вдруг просыпались сверх меры.

Знаю, Вика, что ты человек мобильный. Путешествовать любишь. Уверен, не раз тебе доводилось беседовать за жизнь, скажем, с нашими литовскими соседями. И согласишься с тем, что тамошний люд молиться готов на то, чтобы отопление включили как можно позже. Я таких суждений слышал немало. Мол, хоть до января пусть не топят. В шубе дома похожу, но хоть есть буду досыта. А все потому, что с приходом тепла в дома ледяные вьюги начинают завывать в кошельках, выдувая из них последние евроценты.

Это тоже плохо. Такой вот перекос бесшабашного либерализма в экономике. Но, как говорится, его пример другим наука. Однако мы, требуя тепла пораньше, то ли забываем, то ли намеренно помалкиваем о том, что платим за него далеко не сполна. Жировки с наступлением отопительного сезона, конечно, несколько тяжелеют, но не настолько, чтобы заставить нашего человека задуматься над экономией. И только не надо говорить о том, что при отсутствии внятного учета экономия не видна, а потому теряет смысл. Вот у тебя дома есть счетчики учета воды? Уверен, что есть. Но признайся, что ванну с их установкой ты реже принимать не стала. И струя при мытье посуды как была тугой, так и осталась. А все потому, что даже при разделении тарифов цена воды на общее наполнение личного бюджета повлияла не сильно.

Однако не тайна, что нам придется научиться быть бережливыми. Все идет к тому, что рано или поздно тарифы на услуги ЖКХ подтянутся к уровню, возмещающему затраты на их производство. Сейчас, как известно, едва ли до трети доходят. И что? Это станет неприятной неожиданностью? Только из разряда внезапности снегопада зимой. Почему бы заранее не начать готовить себя к тому, что за товар придется платить не меньше того, сколько он стоит. Мы же привыкли сетовать то на коммунальщиков, с их невнятной и непрозрачной тарифной политикой. Хотя здесь за последнее время порядок более–менее наведен. То на Международный валютный фонд, который настоятельно рекомендует либерализацию цен в системе жилищно–коммунального хозяйства. А вот начать с себя, оказывается, труднее всего.

Коммунальщиков я здесь не защищаю. К ним тоже претензии есть. Созданы ли условия для осознанной экономии? Чтобы, как в приличных, цивилизованных домах, на каждом радиаторе прибор учета и кран. Много тебе пять горячих батарей в квартире? Перекрыл пару и сразу видишь, как деньги из личной казны потекли медленнее. Невнятные испарители с этой задачей явно не справляются. Да и снятие показаний с них — та еще наука. Приходят к тебе раз в сезон какие–то люди и чуть ли не по звездам вычисляют расход теплоносителя. Тебе остается только или хлопать глазами, или надувать щеки, изображая понимание, которого нет и в помине. Такая вот прозрачность. Да и энергетикам не мешало бы подумать, как отладить систему, чтобы она могла оперативно реагировать на погодные перемены. Ну не верю я, что в век бурного развития технологий такой возможности еще не придумали. И остается только неделями выжидать, определяя направление, скорость ветра и температуру воздуха по ощущениям наслюнявленного пальца.

Однако это уже проблемы другого порядка. Нам же всем одновременно стоит научиться большей требовательности к себе, а не к дяде. И если уж случается какое неудобство, то прежде чем давить на голос, надо поразмышлять о его причине. Задаться вопросом: так ли уж оно фатально? А к межсезонью еще желательно уплотнитель на окнах проверить. Может, уже негодный и пора бы заменить. Знаешь, Вика, от этого реально в квартире теплее становится. Проверено лично.

kryat@sb.by

Огонь, батарея!


Виктория ПОПОВА
Как я и предполагала, Дима, ни одного внятного довода: откуда появляется экономия, если центральное отопление не включают до белых мух? За те 20 лет службы в холодном офисе в межсезонье, где я заработала себе не одну хроническую болезнь на фоне регулярных простуд, мне так ни разу не удалось увидеть воочию ясной схемы — кто, как и сколько экономит, когда в домах, на предприятиях, в больницах, детсадах и школах колотун. Дубак! Люди учатся и работают в верхней одежде, надо сказать, плохо работают — в холоде, когда пальцы не слушаются, до кости вымерзает тело, производительность труда не может быть высокой по определению. Как правило, в сентябре–октябре все массово уходят на больничные, наблюдаем и пишем ежегодно о всплеске заболеваемости в детских учреждениях. Кто в этом случае экономит? Работодатель? Не уверена: в такую пору только успевай бюллетени оплачивать. Энергетики выигрывают? Опять не получается. Сейчас объясню.

Вот вроде бы живем с тобой рядом, на опушке ТЭЦ–4, а как и зачем работает эта пыхтящая в нос махина — для тебя, как вижу, темный лес. Мне объяснили на пальцах знающие люди, тепло в наших домах, по сути — это отходы производства ТЭЦ от выработки электроэнергии. Отходы, понимаешь? Летом, когда тепло в домах не востребовано, многие электростанции вынуждены просто сбрасывать его в водохранилища. Так что мешает включить отопление осенью с приходом первых холодов и не морочить народу голову какими–то среднесуточными показателями температуры. Пока мы ждем мифического бабьего лета (какой тайный эротоман это выдумал?) и среднесуточной нормы +8 градусов, люди сметают с прилавков аптек дорогущие антибиотики, капли для носа и леденцы «от горла». Все страдают, кроме фармацевтов и, естественно, тебя, Дима, счастливого обладателя костюма с начесом.

Ты можешь мне возразить, например, что трубы, доставляющие в наши батареи воду, изнашиваются, их надо содержать, латать, обслуживать и прочее. Все правильно! Тогда тем более для энергетиков отопительный сезон — самый выгодный: батареи включаются, жировки, как ты заметил, «тяжелеют», всем тепло и комфортно. Жизнь наладилась.

Следи за руками: ТЭЦ израсходовали топливо на производство электроэнергии и тепла один раз, а заплатили мы за электричество и жаркие батареи дважды. Коль скоро тепло — это отходы, а электроэнергия всем нам обходится в разы дороже, разумно ли, мой закаленный Дмитрий, тратить электричество в межсезонье на обогрев помещений? Ты пройдись по кабинетам любого учреждения, сколько масляных и прочих электрических «буржуек» одновременно, в одни и те же рабочие часы включены в розетки. Уверена, что осенью и весной, пока нет тепла в батареях, а на улице холодно, мы потребляем больше электроэнергии, чем самые затратные металлургические гиганты. Возможно, ты весной на холодных батареях даже плов умеешь приготовить, а я вот дико мерзну всякий раз, когда их отключают в марте в надежде на потепление. Но в апреле, обычно «внезапно», выпадает снег.

Как так получается, что мы экономим дешевую тепловую энергию за счет дорогой электрической? Это ведь нонсенс. Да, сентябрьские жировки — копеечные, но за свет в этом месяце я заплатила в разы больше, чем летом, когда не включала обогреватель и теплые полы. Если у нас перекрестное субсидирование — то, что невыгодно лично мне, невыгодно и государству, верно? И наоборот. Я выложила за свет нехилую сумму, значит, мои партнеры в лице государства поморщились: откуда у нас столько расходов за киловатт–часы набежало? Еще раз призываю четко определиться: что и сколько мы экономим, когда медлим с отоплением.

Ты вот человека в меркантильности упрекаешь, мол, только о себе печется, никак не желает войти в положение коммунальных служб. Что ж, я готова обустраивать судьбы электриков и сантехников. Но только в том случае, когда свой быт налажу: дома и на работе у меня разольется тепло, я буду бодра, энергична, стану хорошо высыпаться под легким одеялом, а не под грудой старых шуб, начну позитивно мыслить и действовать и даже мир стану воспринимать чуточку иначе, без нытья и жалоб, которые тебя так раздражают.

Я не против сама себя регулировать, отмерять себе столько тепла, на сколько зарабатываю. Но, увы, еще с детсадовских времен завишу от центрального отопления — в соцучреждениях, где зачастую окна дырявы и батареи холодны, никакая прокладочка в виде уплотнителя не спасает. В коллективах мы все проводим значительно больше времени, заметь, лучшего времени своей жизни, чем дома с самым модным полом и с самой теплой кошкой на свете. Поэтому вот мой сказ: врубайте отопление здесь и сейчас. А разговоры про светлое высокотехнологичное будущее не согревают.

viki@sb.by

Советская Белоруссия № 194 (25076). Суббота, 8 октября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter