Украина постепенно уходит с мировой повестки дня

Сомнения и надежды

Странное дело — на востоке Украины (считай — в Восточной Европе) идет война, но этот факт никак не отражен в формирующейся европейской политической повестке. Главными угрозами на предстоящий год названы брексит и отсутствие правительства в Германии, но никак не тлеющий под боком конфликт, готовый разгореться с новой силой. И это тем более странно, что в 2018–м вообще–то Украина отметит пятую годовщину «евромайдана». Единственным примером европейского участия ныне стало заявление премьер–министра Матеуша Моравецкого о том, что в последнее время Польша приняла у себя 1,5 миллиона украинцев, из которых несколько десятков тысяч — с территорий, охваченных войной. Моравецкий добавил, что Польша прилагает значительные усилия для ослабления миграционного давления на востоке Европы.


Польский премьер упомянул этот пример исключительно ради собственных политических нужд, отбиваясь от нападок Брюсселя. Европейские чиновники критикуют польское правительство за отказ принимать мигрантов, а Варшава в ответ «предъявляет» мигрантов украинских. Обидно быть пешкой в чужой игре, тем более что касается это и более глобальных вещей.

Сбываются самые худшие прогнозы. Украина постепенно уходит с мировой повестки дня. Тишина на телефонной линии «нормандской четверки». Хотя ранее традиционные пред– и посленовогодние перезвоны между Москвой, Берлином и Парижем служили знаком, что они держат руку на пульсе.

Чип и Дейл, сорри, американец Курт Волкер и россиянин Владислав Сурков, тоже не спешат на помощь. Еще год назад госдеп заявил, что Волкер будет отвечать за продвижение усилий США, направленных на выполнение минских соглашений, но воз и ныне там. По мнению экспертов, возможно, президент Дональд Трамп и хотел бы заключить какое–то соглашение с Россией, но его маневр ограничен другими институтами американского deep state, где усилилась позиция «ястребов». В следующем году пройдут промежуточные выборы в конгресс США, и исключительно в этом контексте рассматривается поставка летального оружия в Украину. Вопрос стоит о том, поможет ли оно выиграть электоральную войну, а никак не войну в Донбассе.

Да что там говорить — в самой Украине конфликт превращается в фактор внутриполитической игры. Через год, а именно в 2019 году, в Украине пройдут парламентские и президентские выборы, что подтолкнет к поиску оптимальных политических решений в отношении Донбасса. Оптимальных — не значит мирных, а таких, которые удовлетворили бы воинствующих участников АТО, которые из военных штабов плавно перекочевали в политические и оттуда задают соответствующую повестку. К сожалению, желания выполнять минские соглашения там очень мало.

Взвешивая все эти соображения, Берлин решил все–таки обозначить присутствие Донбасса в своей политической повестке. В эти дни глава МИД Германии Зигмар Габриэль находился с рабочим визитом в Украине. Ключевым моментом программы было запланировано посещение Донбасса. Отмечалось, что основным вопросом переговоров сторон должно стать обсуждение роли ФРГ и Франции в работе «нормандского формата».

Желая придать своему визиту позитивный настрой, глава МИД Германии отметил, что недавний обмен пленными и договоренности по «новогоднему» перемирию в Донбассе дали два обнадеживающих сигнала в решении украинского кризиса. Правда, в разрешении этих проблем больше участия проявил скорее Минск, чем другие европейские столицы...

Впрочем, Берлин устами Габриэля обозначил и две собственные принципиальные позиции. Первое — министр сомневается в том, что поставки летального оружия Украине смогут помочь в разрешении конфликта на востоке страны. И второе — по мнению Габриэля, миротворцы ООН должны быть вооружены и находиться на всей территории Донбасса. «Это должна быть вооруженная и крепкая миротворческая миссия ООН, которая пребывает на всей оккупированной территории, а не охранять только представителей ОБСЕ и пребывать только на линии столкновения, иначе это будет новая граница», — сказал министр.

Да, но как все это должно осуществляться на практике? Для этого, наверное, немецкий политик и планировал побывать в Донбассе. А заинтересованная публика, соскучившаяся по большой политике в этом регионе, с нетерпением ожидала результатов.

Увы, визит главы министерства иностранных дел Германии Зигмара Габриэля и главы украинского МИД Павла Климкина в Донбасс сорвался из–за плохих погодных условий. Об этом сообщил сам Климкин в социальной сети Twitter. Он не уточнил, идет ли речь также и о политической погоде, но то, что заявления немецкого министра о летальном оружии идут вразрез с настроениями в Киеве, очевидно. Да и остальные противоречия, связанные с желанием немецких социал–демократов налаживать отношения с Москвой, тоже сохраняются. А именно эта партия вот–вот станет участником правящей коалиции.

Так что на «восточном фронте» пока без перемен.

romanova@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter