Солярки нет, а твердая уверенность, что посеемся, есть. Откуда?..

В последнее время сельхозпредприятия начали испытывать дефицит горючего. Оно идет практически с колес и не в таких объемах, как хотели бы в хозяйствах в это время, когда одновременно приходится сеять озимые зерновые и рапс, убирать сахарную свеклу и картофель, не говоря уже о лущении стерни или уборке соломы. К слову, поскольку последние две работы не первоочередные, то их, как правило, при нехватке топлива откладывают на более поздние сроки.



Прокомментировать ситуацию, в частности, выполнение постановления Совета Министров «О мерах по подготовке сельхозорганизаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2015 году» по обеспечению хозяйств горючим, специалисты главного аграрного ведомства страны отказались. Общими словами отделались и в «Белнефтехиме», заверив, что соответствующее постановление Правительства выполняется полностью. Возможно. Но почему тогда в хозяйствах отсутствие топлива не позволяет работать в полную силу, почему после жатвы там не могут сделать мало-мальского запаса? Если у хозяйств Несвижского района, например, горючего на 2—3 дня, то у Крупского или Пуховичского запаса практически нет.

Напомним, что постановлением «О мерах по подготовке сельхозорганизаций к полевым работам, созданию прочной кормовой базы и уборке урожая в 2015 году» предусматривалось в течение года реализовать сельхозпредприятиям 750 тысяч тонн дизельного топлива, 60 тысяч – автомобильного бензина и 30 тысяч тонн моторных масел. Для планомерного их обеспечения в сентябре, например, запланировано поставить почти 92 тысячи тонн дизельного топлива, в октябре — почти 80 тысяч и в ноябре, когда большинство полевых работ будет выполнено, — 45,2 тысячи тонн. Все оно расписано по областям в зависимости от посевной и уборочной площадей, других видов работ. На нефтебазах топлива тоже достаточно, но прежде чем его залить в бензовоз, надо заплатить. 

Естественно, в первую очередь позаботиться об этом должны сами сельхозпредприятия. Но, будем откровенны, от реализации растениеводческой и животноводческой продукции денег на все не хватает. Так, за первое полугодие выручка от продажи хозяйствами молока, мяса, другой продукции составила 41,7 триллиона рублей, а суммарная задолженность достигла 109,4 триллиона. У некоторых иногда нет денег даже для своевременной выплаты зарплаты. На 1 сентября у 343 сельхозпредприятий и предприятий лесного хозяйства задолженность по ней составляла почти 200 миллиардов рублей. Вот и приходится руководителю выбирать, что в таком случае важнее: залить в бак солярку или своевременно рассчитаться с людьми? Скажу так: важно и то, и другое. Но каждый исходит из своих возможностей. Поэтому приходится дозировать заправки техники. 

Понятно, работать с колес рискованно и неудобно. Но и не сеять ведь тоже нельзя. Как рассказал на условиях анонимности один из руководителей райсельхозпрода среднего по экономическим меркам района, в эти дни покупать дизтопливо приходится только за счет бюджетных средств. Другого выхода нет. По такой схеме сельхозпредприятия района работают уже месяца полтора, то есть сразу, как закончился товарный кредит. 

Но у бюджета возможности тоже не безграничны. Что тогда? Тогда придется искать другой выход. Возможно, опять рассчитывать на новый товарный кредит? Но все время так действовать невозможно. 

Во время беседы на другом конце провода прозвучала твердая уверенность: зерновые будут посеяны, пусть даже не в лучшие агротехнические сроки, а картофель и свекла — убраны. На чем она базируется? На том, что на зиму в поле ни разу не оставался выращенный урожай. Не останется он и на этот раз…

zybulko@sb.by

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter