«Соломенный дом» – не из сказки про поросят

Некоторые из нас типовую квартиру в типовом доме иначе как железобетонной коробкой не называют. Не полезна для здоровья, кусается в цене. Построишь, а потом еще отдаешь бешеные деньги за отопление. А не перенять ли богатый экономичный опыт Европы, подумали Александр ГАПАНЕНОК вместе со своим отцом из Докшиц?

В Беларуси появились люди, которые собираются жить именно в такой экологически чистой постройке

Некоторые из нас типовую квартиру в типовом доме иначе как железобетонной коробкой не называют. Не полезна для здоровья, кусается в цене. Построишь, а потом еще отдаешь бешеные деньги за отопление. А не перенять ли богатый экономичный опыт Европы, подумали Александр ГАПАНЕНОК вместе со своим отцом из Докшиц?




Каркас «соломенного» дома в Докшицах сделали за пару месяцев — работали в прошлом году с июня по октябрь. В лесничестве заказали деревянные балки 10 на 10 см, которые вылеживались около года. На железобетонном фундаменте дерево расположено не в горизонтальном, а в вертикальном положении, именно так оно прослужит дольше. Между деревянными перегородками — главная начинка — солома. Только утеплением заниматься не стоит, пока не накрыл постройку крышей. Солому нужно беречь от влаги, иначе дом просто сгниет.

Александр купил старый пресс-подборщик и трактором на поле собирал остатки после ржи. Их, кстати, обычно не знают, куда девать. Хорошо, если соберут и большую часть сожгут, а иногда и вовсе просто перепахивают. Так что за это еще и спасибо сказали. Квадратные тюки толщиной полметра — домкратом в стену. Дерево с обеих сторон заштукатурил глиной, которая отличается своими теплосберегающими свойствами.

— Такой дом держит тепло 2—3 дня, в то время как традиционный нужно обогревать каждый день. Мы даже проверяли температурный режим. Когда зимой были морозы до минус 20 градусов, в доме сохранялась температура до минус 6—7. А во время оттепели солнце нагревало помещение до плюсовой температуры, и она держалась в помещении несколько дней. Кто-то предъявляет претензии по огнестойкости, но на металлические постройки в Европе дают коэффициент F15, а на глиняные дома—F50, — рассказывает находчивый хозяин.

Начали строить «соломенные» дома в XIX веке в США, позже завоевали популярность они и в Европе. Как-то раз посмотрел один из многочисленных фильмов по этой тематике и загорелся идеей экодома, особенно желанного для жителя столицы, и Петр Харкевич. В железобетонных домах сухо, нужно увлажнять воздух, а глина с этим хорошо справляется. Сохраняется оптимальная влажность порядка 50 процентов. Кто-то скептично замечает: «Где солома, там и мыши». Но и на это у «фанатов» есть ответ: ржаную солому грызуны не едят. Петр пока только заготовил утеплитель, построил фундамент и одну стену каркаса:

— Такие дома при правильной постройке выдерживают 100 лет. По моим подсчетам, коробка обычного дома на 1,5 этажа обойдется в 50 тысяч долларов. И это в кредит, с которым долгое время будешь расплачиваться. А коробка экодома стоит 20 тысяч долларов, эти деньги собрать можно. Единственное, все нужно делать самому. Зато дети не будут дышать бетонной пылью, получать излучение.

Первый белорус, который построил экодом в чистом поле под Минском, был ученый Евгений Широнов. Он пошел дальше: постройка круглая, так как углы скапливают негативную энергию и задерживают ветер. К дому не проведен ни газ, ни водопровод, ни канализация. На крыше установил батареи с аккумулятором, энергии хватило, чтобы работал свет и приборы. Воду качал водонасос.

А Тамара Трубач вместе со своим мужем уже 15 лет живет в экодоме в деревне Занарочь Мядельского района. Он, правда, не из соломы, а из … щепы. Этот, как и другие в соседнем поселке, строили немцы для переселенцев из Чернобыля:

— Да, он экологичный, летом прохладно. Но сейчас трескается и сыплются глина, окна. Надо делать ремонт, — вздыхает хозяйка. — Поселок Стаховцы почти полностью застроен такими домами. Но они не приспособлены для наших условий. Сейчас жители отрывают доски и дополнительно утепляют стены стекловатой. Дома стоят на горе, и там постоянно сильный ветер. В помещении прохладно…

Валентин Хорошко сам живет в одном из тех домов и работает в ЧУП «Экодомстрой», который занимается таким строительством. Поясняет он эту ситуацию просто: дерево высохло, образовались трещины, вот и поддувает. Но нюансы учли — если построить качественно, проблем не будет. Однако сам себе, не было бы жилья, соломенный дом делать не стал:

— Дороговато получается. Те, о ком вы рассказывали, нашли дешевое сырье. Но сейчас все продается — и соломенные блоки, и глина, и дерево. Да и работы много…

Сдует ли соломенный домик, как в знаменитой сказке про трех поросят, тех, кто с рвением и энтузиазмом приступил к постройке, покажет время. Для себя они, конечно, будут работать не спустя рукава. Но не факт, что домики эти окажутся долговечными. Ну а экопроизводство в промышленных масштабах пока не на руку строительным магнатам, да и не по зубам. Хотя, признаем, в будущем сама жизнь заставит нас вдохновиться идеей создания экономичного жилья.

Виктория КОРШУК, «СГ»

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter