Соло на лазерах

Сергей Лысенко может стать одним из самых молодых докторов наук Беларуси

Соло на лазерах  с  успехом  исполняет  Сергей  Лысенко,  который  мог  бы  управлять  самолетом  или  петь  в  оперном  театре 

Ученые предсказывают, что он станет одним из самых молодых докторов наук Беларуси. Музыканты видят его солистом оперного театра. Сам 25-летний Сергей Лысенко (на снимке), аспирант факультета радиофизики и электроники БГУ, когда-то хотел стать летчиком…

— Сергей, у вас уже три патента, более 50 научных публикаций, вы досрочно представили кандидатскую диссертацию к защите. Живете, похоже, только наукой?

— Еще со школьной скамьи люблю физику и математику, решать сложные задачи — это что-то вроде хобби. Любимое занятие и определило дальнейшую судьбу: в 11-м классе на республиканской олимпиаде занял второе место, поэтому в БГУ взяли без экзаменов. Факультет окончил с красным дипломом, поступил в аспирантуру. Теперь занимаюсь научной деятельностью и преподаю первому и второму курсу.

  Говорят, научная тема у вас выигрышная, практически применимая.

— Тема действительно актуальная, я занимаюсь лазерной диагностикой рассеивающих сред. Она широко применяется в области экологии и медицины. Диссертацию написал по лазерному мониторингу атмосферных аэрозолей, которые выбрасываются из труб промышленных предприятий, загрязняют атмосферу и влияют на процессы климата и погодоформирования.

— Патенты с этой темой связаны?

— В какой-то степени да. Первый касается метода измерения фракционных концентраций аэрозоля. Вообще, существуют эффективные лазерные системы, которые позволяют зондировать атмосферу на больших расстояниях, например, такая есть в Институте физики НАНБ. Но их не используют широко на практике потому, что они метрологически не аттестованы. Вот над этой проблемой я и работал.

Второй более интересен медицине. Он посвящен применению лазерного излучения для определения содержания эритроцитов в крови человека и их характеристик. А третий относится к созданию эффективных устройств по определению оптических характеристик атмосферы. Сейчас, кстати, подал документы еще на три патента.

— Если не секрет, прибыль вам изобретательство приносит?

— Вот буквально на днях получил деньги. Мне заплатили разово, а все права на изобретения передаются университету.

— Не жалко? Может, в будущем обогатились бы.

— Не жалко!  Тем более, если их внедрят, мне полагается 15 процентов от прибыли. А в будущем еще что-нибудь изобрету. Ведь мне, как молодому ученому, платят президентскую стипендию.

— За границу молодого, перспективного не переманивают?

— Конечно, возможности такие есть. Но это как-то непатриотично. К тому же сейчас для меня главное — защита докторской диссертации. И ее написание, конечно, пострадает, если поменять место работы и научное направление.

— Сергей, знаю, что в свое время вы выбирали между карьерой ученого и музыканта.

— Да, такое было. Помню распределение после окончания университета. Однокурсников отправляют программистами на фирмы, заводы, а Лысенко заявляет декану, что идет в консерваторию! Он не поверил и попросил что-нибудь спеть. Исполнил ему отрывок из арии «Демон», ведь на то время разучивал репертуар театра и мечтал, что стану его главным солистом. Но все-таки предпочтение отдал науке, тем более уже имел некоторые научные разработки.

Но пение не бросил, сейчас я солист ансамбля «Тутэйшая шляхта». На торжественных мероприятиях часто приходится выступать в роли певца.

— Значит, в свободное от решения задачек время ходили в музыкальную школу?

— Нет, не ходил. Когда-то меня прослушал профессор Зданович, лауреат музыкального конкурса имени Глинки. Голос ему понравился, он добровольно занимался со мной около года и пообещал, что если буду поступать в консерваторию, то возьмут без экзаменов. А вот моя младшая сестра сейчас учится в музыкальной школе, собирается стать певицей. Кстати, наш прадед был дирижером Новосибирского оперного театра, а дядя по отцовской линии — академик Российской академии наук. Корни у нас научно-музыкальные.

— А в детстве мечта была?

— Когда-то летели к бабушке в Новосибирск. Было скучно, и я бродил по самолету, заглянул в кабину к пилотам. Они меня заметили и посадили за штурвал, дали «порулить»! После этого я очень долгое время мечтал быть летчиком…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter