Молодежный оркестр Союзного государства завершил свои гастроли

Соло для симфонического автобуса

Ночь, мокрый снег... Но эта группа подростков явно выделялась на литовско-белорусской границе, к которой протянулась километровая очередь из машин и автобусов.


Цимбалистка Александра Борисюк и дирижер Вячеслав Валеев сорвали бурные аплодисменты в кафедральном соборе Калининграда. Фото:

- Симфонический автобус! - восторгается белорусский пограничник. - Проходите без очереди.

Так тепло встречали на границе Союзного государства Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр после гастролей в Гродно, Вильнюсе и Калининграде.

А начались гастроли под Гродно, где встретились два крыла оркестра - белорусское и российское. Познакомились, отрепетировали программу. В санатории, где поселились юные музыканты, очень хорошо кормили, и первые два дня все время хотелось спать.

Из Гродно до Вильнюса добирались на двух автобусах целый день. Долго проходили паспортный контроль, но не оркестранты, их 58 человек, а... музыкальные инструменты.

Устроил концерт во Дворце конгрессов бизнесмен, директор строящегося в Вильнюсе Дома Москвы Александр Макаров. Роскошный зал на тысячу человек был заполнен под завязку.

"Оркестр образован в 2008 году как творческое продолжение мастер-классов для одаренных детей Союзного государства, побывал в Великобритании, Германии, Италии, Чехии. В этом году маршрут оркестра вновь вышел за пределы Союзного государства, - отметил в своем приветствии Государственный секретарь Союзного Государства Григорий Рапота. - Выступления оркестра в Литовской Республике продемонстрируют нашим ближайшим соседям зримые творческие успехи интеграции".

Днем были две плотные репетиции. Дирижеры оркестра - Вячеслав Валеев от России и Иван Костяхин от Беларуси - сменяя друг друга, отрабатывали ритм, темп, звучание трех произведений Сергея Прокофьева, двух белорусских произведений и "Мелодии" Чайковского, которая открывала каждое выступление.

Итог репетиций стал очевиден вечером: все было на высоком уровне - и темп, и ритм, и звук. Зал аплодировал стоя. Люди плакали: "Это такая поддержка нам здесь, в Литве, спасибо, что приехали!"

Совсем скоро в Вильнюсе будет свой Дом Москвы, подобный тому, что есть в Минске. Но уже сейчас во всех международных праздниках в Вильнюсе наравне с литовцами и россиянами участвуют белорусы и поляки. Так было и на этом концерте.

После Вильнюса опять дорога. Мимо лугов и полей, мимо белых аккуратных домиков, под дождливым серым небом. Но в комфортабельном двухэтажном автобусе тепло, бутерброды, чай - и песни. Московские ребята затянули из "Любэ": "Золотая рожь да кудрявый лен - я влюблен в тебя, Россия, влюблен..."

Литовские пограничники не стали мурыжить и, поставив штампы о пересечении границы, довольно быстро отпустили оркестр.

А вечером уже был Калининград. Следующий день начался со шведского завтрака в гостинице "Москва", потом долгая репетиция и экскурсия по городу.

Репетиции дирижера Вячеслава Валеева - настоящий мастер-класс!

- Вы должны срастись, как братья, - обращался Валеев к трубачам, - а вы даже не общаетесь...

Маэстро изменил рассадку трубачей: "Чтобы играть вместе, надо сидеть вместе - так в русской, немецкой, советской музыке положено".

Потом обратился к кларнетисту: "Кларнет, гениально! То, что Прокофьев написал!" Но тут же возразил первому скрипачу оркестра: "Леша Стычкин, по-своему будешь играть дома, а тут, что композитор написал!" А это уже ко всему оркестру обращение: "Не надо орать! Играем свободно! Свободно - это когда сердце колотится от любви".

Дал совет и Полине Дорофеевой из Беларуси и ее игре на скрипке: "Играя Абелиовича, ты стоишь и плачешь. Вокруг руины, но ты выжила. Легко, свободно, пробей пространство..."

В Калининграде концерт состоялся в знаменитом Кафедральном соборе, где единственный в Европе средневековый орган в стиле барокко. Тут, на родине Канта, жили Гофман и Вагнер. Играть музыканту в таком зале - большая честь. Но оркестр растрогал публику до слез. А уж концерт для цимбал белорусского композитора Смольского слушали затаив дыхание (цимбалы услышали впервые). Зритель в Калининграде - искушенный. Недавно здесь выступал объединенный европейский оркестр, так что есть с чем сравнить. На "бис" играли Марш из оперы Прокофьева "Любовь к трем апельсинам" - дерзко, эпатажно, фарсово. "Это ж какое мастерство у ребят, чтобы встретиться неделю назад и так сыграть! - восхищались зрители. - Если есть такие дети, есть будущее!"

После концерта был праздничный ужин, а наутро расставание. Россияне улетали, а белорусы уезжали автобусом в Минск.

Встали рано - и долго-долго говорили друг другу "до свидания".

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Иван Липатов (Россия):

- Музыкантам всегда помогает зал. Зрители аплодируют, и вы ощущаете теплоту, из зала идет энергетика, которая соединяется с вашей. Самая благодарная публика оказалась в Вильнюсе, это была сенсация!

Александра Борисюк (Беларусь):

- В Калининграде некоторые зрители впервые услышали цимбалы. И им понравилось звонкое напевное звучание этого инструмента.

Софья Бархатова (Россия):

- Очень уставали на репетициях, но была возможность и отдохнуть. Ходили в бассейн, на дискотеки и экскурсии.

sh@rg.ru

Автор публикации: Татьяна ХОРОШИЛОВА
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter