О том, как маэстро Анисимов дирижировал колоколами Минской городской ратуши

Соло для часов и симфонического оркестра

Весь июнь небо плакало холодным дождем. И июль начинался не лучше. Но как только на площади Свободы заиграл симфонический оркестр, наше зябкое лето стало разогреваться и к середине августа раскочегарилось до плюс 32 градусов в тени.

Восемь суббот подряд на площади Свободы звучала симфоническая музыка, и ни разу за это время на огромную толпу слушателей не пролился дождь. Один раз гроза была так близко, что раскаты грома смешивались со звуками литавр и тромбонов. Но никто не ушел — как будто люди верили, что музыка защитит их от любой непогоды.

И вот лето закончилось. Завершился цикл концертов «Классика у Ратуши». Получилась красивая рамка. Первый и последний концерт — Государственный академический симфонический оркестр и его главный дирижер народный артист Беларуси Александр Анисимов. А в середине — многое и разное, зачастую замечательное.

Но именно главный оркестр страны стал солнцем этого лета. Тысячи людей, позабыв про грибы, рыбалку, дачу и прочие летние радости, устремились на площадь, чтобы послушать музыку. Притом что никто их этому не учил. Когда–то в наших школах были уроки музыки, но их давно уже нет. И радио, в советские времена передававшее в эфир классическую музыку, давно переключилось на мусорную эстраду. И в телевизоре больше нет ни Элеоноры Беляевой, ни Элеоноры Езерской. Но люди, вопреки расчетам скептиков, тянутся к добру и красоте, и никакие силы природы не способны этому помешать.

Итак, каким был этот последний летний концерт?

Ослепительным. С самой первой минуты, когда золотой звук трубы провозгласил явление Заратустры, и до последних аккордов феерического «Болеро» Равеля.

А в промежутке была самая разная музыка.

Был Гершвин — отрывки из оперы «Порги и Бесс», «Американец в Париже» и — главное — «Голубая рапсодия», в которой солировал ни много ни мало сам Тимур Сергееня. Такого Гершвина мы еще не слышали! Оркестр и солист — а вместе с ними и публика — в едином порыве кайфовали от каждого звука. Музыка пульсировала, смеялась и плакала, истекала страстью, замирала и вновь взлетала до небес, где таинственно парил квадрокоптер.

Был подарок от Сергеени — немыслимо бравурная и виртуозная рапсодия Листа, после которой, боюсь, вся толпа ринется слушать полный цикл сонат Бетховена, который Сергееня начинает 20 сентября в концертном зале «Верхний город».

Была увертюра к моцартовскому «Похищению из сераля», исполненная так трепетно, что у всех вокруг улыбки смешивались со слезами.

Было нежное и страстное «Посвящение любви» Элгара, зажигательный «Славянский танец» Дворжака, забавная «Контраданса» Пакито Д’Ривера (ее исполнял ансамбль солистов во главе с неподражаемым Петром Науменко), виртуозная «Интродукция и Чардаш» Цыганкова, в которой солировала Ирина Михайлова. Заодно оказалось, что на наших родных цимбалах эта пьеса звучит куда органичнее, чем на российской домре, для которой она изначально написана.

Но кульминацией концерта стал эпизод, которого никто не предвидел. Во время «Танца часов» из оперы Понкьели «Джоконда» зазвонили колокола минской Ратуши. Маэстро Анисимов мгновенно поймал их ритм, и получилась удивительная перекличка двух разных музык, смешавшихся в единую симфонию города. Десять тысяч человек, ставших свидетелями этого чуда, аплодировали, смеялись и радовались как дети.

Вообще, я давно не видела такого количества улыбок. Особенно в оркестре. За много лет мы привыкли, что оркестр хмурится. И вдруг в последнее время он стал все чаще и чаще расцветать улыбками.

И все увидели, до чего же красивы наши музыканты — и девушки, и джентльмены. Сколько в них достоинства и благородства. С каким вкусом и элегантностью они одеты. Не говоря уже об их профессиональном мастерстве. Поистине национальное достояние. И очень здорово, что мы постепенно учимся его ценить.

juliaandr@gmail.com
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter