Календарь и традиции: 24 - 30 июня 2019 года

Солнце встанет — так и утро настанет

Период с 22 по 25 июня у нас всегда считался важным и значимым. 21 — 22 июня наступает так называемое летнее солнцестояние, 24 июня католики отмечают «Янаў дзень», или «Яна Купальнага». А с 24 на 25 июня происходит «сонцаварот», и это означает, что в окружающем природном мире начинаются очень важные изменения. Ровно через полгода, 25 декабря, по католическому календарю отмечается светлый праздник Рождества Христова, и до этой даты световой день постепенно сокращается, а с Коляд снова станет расти. 



Адам Богданович, отец знаменитого поэта Максима Богдановича, описал бытовавшее в западных регионах Беларуси необычное поверье, связанное с Купальем. Оно повествует, что в ночь на Купалу ходит по лесу Купальский дедок — добрый дух — и собирает купальские цветы и травы, отчего «кошык» его горит, будто жар. При встрече с дедком нужно не растеряться, а расстелить перед ним «белы абрус», и тогда Купальский дедок бросит на «абрус» одну из своих «кветак». Чтобы сохранить дарованное чудо, требуется… разрезать ладонь правой руки и спрятать «кветку» под кожу, тогда никакая нечисть не отнимет подарок. Тот же, кто получит в дар от Купальского дедка чудесную «кветку», сможет знать «пра ўсё на свеце», и особенно — как отыскать клад. И хотя клады эти изначально «зачараваныя», «кветка» снимет все заклятия злых сил. 

25 июня в традиционном народном календаре Петр‑поворот: «сонца з Пятра‑паварота сваю хаду змяншае, а месяц прыбаўляе»; «сонца ўжо ідзе на зіму, а лета — на жару». 

По легенде, когда‑то очень давно солнце светило всем на земле без перерыва, не уходя за горизонт. Но, освещая все, всех и всегда, оно наблюдало также немало злых, недостойных людских поступков и однажды пожаловалось Богу‑творцу, как ему тяжело. В результате светило стало на время уходить за горизонт, чтобы отдохнуть в своих чудесных дворцах: на краю земли все же сохранился «прыхаваны Богам куточак», где солнце по‑прежнему сияет круглые сутки и царят справедливость и добро.  

В соответствии со всеми народными правилами и у «сонца павінна быць пара», а потому бытовали мифы, где есть и «нябеснае вяселле», и «нябесная сям’я», в которой солнце и месяц составляют «шлюбную пару»: солнце символизирует женское начало, а месяц — мужское. Не забыл народ и про «зорачкі» — «нябесных дзетак». 

Солярная символика распространена в традиционном народном орнаменте. Один из самых популярных вариантов — «вочкавы»: кружок с точкой в центре. Его можно видеть на изделиях из керамики, деревянных и костяных гребнях, колчанах, рукоятках ножей и т.д. В резьбе по дереву солярный мотив выступает также в виде розетки с многочисленными лучами: на прялках, челноках... В селах пинского Полесья фронтоны домов украшали фигурной укладкой «шалёўкі» в виде солнечных дисков, полудисков и четвертей диска, по-особому располагая их. В текстильном орнаменте солярный символ представлен ромбом с разнообразными лучами — прямыми, в виде крючков, завитков — на «ручніках», скатертях, поясах, постельном белье и т.д. 

25 июня — «сціплы прысвятак» Степана и Андрея. 

Считали, что святые Степан и Андрей покровительствуют одной из самых важных для Беларуси сельскохозяйственных культур — гречихе. Блюда, приготовленные из гречневой крупы, были в большом почете. Прежде всего, конечно, каша, молочный суп с гречкой, блины из гречневой муки. А по праздникам еще и фаршированный гречкой, заправленной мелкими хрустящими «шкварачкамі» и «цыбулькай», молодой поросенок. 
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter