По итогам 11 месяцев прошлого года поставки в Китай практически вдвое превысили уровень 2019-го и достигли 238,7 миллиона долларов

Солнце конкуренции не всегда греет...

∨ Среди 111 стран, куда поставляется белорусское продовольствие, Китай, потеснив Украину, занимает уже третью позицию.

∨ К 2024 году рынок продуктов питания в КНР вырастет с нынешнего 1 триллиона до 1,8 триллиона долларов.

∨ На право поставок в Поднебесную сертифицировано 98 белорусских предприятий.

Беларусь — первая страна в СНГ и 13-я в мире, получившая право на ввоз говядины в Китай.

«В части диверсификации внешних рынков предстоит решить две задачи. Первая — не допустить снижения присутствия на традиционных рынках сбыта. Вторая — сохранить многовекторность внешней торговли, наращивая объемы экспорта в КНР, ЕС, США и страны дальней дуги, осваивая новые ниши мирового рынка».

(Из Основных положений проекта Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2021—2025 годы.)

Экспорт белорусской молочки за пять лет вырос в десятки раз и по результатам 2019-го достиг 52 миллионов долларов. Это значение преодолено в прошлом году уже по итогам восьми месяцев.

В 2019 году экспорт продовольствия в Китай составил 131,5 миллиона долларов, это в семь раз больше по сравнению с 2016-м. А по итогам 11 месяцев прошлого объем продаж в Поднебесную практически вдвое превысил уровень 2019-го и достиг 238,7 миллиона долларов. Действительно, рост колоссальный. На высокие показатели повлияла сумма факторов.

Во-первых, Китай — перспективный, растущий рынок. Белорусские предприятия переработки заинтересованы в том, чтобы закрепиться в этой нише и постепенно наращивать объемы поставок и ассортимент продукции. Во-вторых, Минсельхозпрод активно занимается диверсификацией экспорта, чтобы снизить зависимость от одного-двух рынков сбыта, как того ранее требовал Александр Лукашенко. К тому же на динамичном развитии торговых отношений между двумя странами сказывается реализация инициативы «Один пояс и один путь», благодаря которой удалось активизировать взаимовыгодное сотрудничество и в сфере увеличения поставок сельхозпродукции в Китай.


ТЕМ не менее на фоне общего объема белорусского экспорта, даже несмотря на отмеченный уже рост, китайский вектор выглядит скромно — пока что имеем 4,5 процента. Впрочем, не сегодня завтра ситуация может измениться, учитывая, что из 111 стран, куда поставляется белорусское продовольствие, Китай, потеснив Украину, занимает уже третью позицию. И есть все основания предполагать, что в скором времени он выйдет на второе место, оставив позади Казахстан.

В Минсельхозпроде пояснили: сейчас ведется целенаправленная работа по расширению присутствия белорусского продовольствия именно на китайском рынке как за счет увеличения объемов поставок, так и через продвижение новых видов продукции с высокой степенью переработки и добавленной стоимостью, чтобы нарастить маржинальность отрасли. В этом перечне мороженое, сыры, цельномолочная продукция, сгущенное молоко, йогурты. Собственно, почему бы и нет, ведь в Беларуси производится свыше 500 видов мясных продуктов и более 1,5 тысячи молочных. К тому же, если проанализировать нынешнюю структуру того же молочного кейса, практически 99 процентов занимают сухие молочные продукты. С 2018 по 2020 год в Китай отправлено 13 полноконтейнерных поездов. Один такой состав включает 41 контейнер и может перевозить 1025 тонн. С 2016 года проведена большая работа по аккредитации молочных заводов для экспорта в КНР — сейчас это 57 молокоперерабатывающих организаций. Экспорт молочки за пять лет вырос в десятки раз и по результатам 2019 года достиг 52 миллионов долларов. К слову, это значение преодолено в прошлом году уже по итогам восьми месяцев, когда объем поставок превысил 55 миллионов долларов, увеличившись вдвое к предыдущему периоду как в натуральном, так и в стоимостном выражении. А ведь и это не предел: Поднебесная ежегодно импортирует около миллиона тонн цельномолочной продукции и этот сегмент рынка растет.

Если говорить о поставках прошлого года, значительно вырос экспорт мяса птицы, молочной продукции, рапсового масла, говядины, шоколадных и кондитерских изделий и другой продукции. Кроме того, начались первые отгрузки мясных консервов, крахмала, сахара, картофельных чипсов, готовых изделий из рыбы. В частности, сахара, поставки которого в 2019-м не осуществлялись, за 11 месяцев прошлого года экспортировано свыше 20 тысяч тонн. При этом средняя цена за тонну более высокая по сравнению с другими странами — 343 доллара. Серьезный рост к январю — ноябрю 2019-го показали продажи мяса и пищевых субпродуктов домашней птицы. Тогда экспортировано всего 8,7 тысячи тонн, а в аналогичном периоде прошлого года — свыше 33 тысяч тонн. В стоимостном выражении выросли почти в четыре раза, заработав без малого 85 тысяч долларов. И это лишь частные примеры. О чем они говорят? Судя по растущим цифрам, китайские потребители по достоинству оценили качество белорусских продуктов. К тому же, как показывают многочисленные исследования, из года в год уровень жизни в Китае повышается, а значит, все больше и чаще начинают обращать внимание на безопасность продовольствия, поэтому увеличивается спрос на натуральные товары. Мы в свою очередь готовы предложить качественные товары, ведь не зря бренд «Сделано в Беларуси» пользуется высоким уровнем доверия среди потребителей разных стран мира. Свою высокую конкурентоспособность мы подтвердили и на китайских прилавках.

ПРАВДА, прежде чем занять свое место под солнцем, столкнулись с высоким уровнем конкуренции. И неудивительно: рынок емкий, поэтому и привлекателен для многих стран-производителей. Что касается крупнейших торговых партнеров, высокая доля импорта приходится на Южную Корею, Японию, США, Австралию и Германию — в денежном эквиваленте от 173 до 105 миллиардов долларов. Чтобы реально оценивать масштабы, достаточно сказать, что в 2019-м Китай импортировал товаров на сумму свыше 2 триллионов долларов. Сегодня Поднебесная — крупный потребитель многих видов продовольственных товаров. И, как утверждают международные эксперты, эта тенденция сохранится и далее. Кстати, статистика это подтверждает. Если в 1970-м импорт на душу населения равнялся 3,2 доллара, то по итогам 2019-го он превысил 1,7 тысячи долларов. За это время доля импорта в ВВП увеличилась с 2,8 процента до 17,3.

Нельзя упускать из виду, что последние лет десять-пятнадцать экономика Китая активно растет, а уровень доходов населения продолжает увеличиваться. В итоге стал расти спрос на продукты питания разных ценовых категорий. По прогнозам ведущих аналитических центров, к 2024 году ВВП на душу населения в КНР увеличится на 58 процентов и превысит 15 тысяч долларов, а располагаемый доход — на 62 процента и будет равен 9,6 тысячи долларов. Собственно, в ближайшие пять лет потребление в стране продолжит расти и к 2024 году составит около 1,8 триллиона долларов. Сейчас это примерно 1 триллион. Для сравнения: рынок продуктов питания в России оценивается в 219 миллиардов.

Словом, у белорусских производителей продуктов питания есть все шансы закрепиться на прилавках КНР, учитывая, что за последние пять лет Минсельхозпродом проведена колоссальная работа по аккредитации отечественных предприятий на право поставок в Поднебесную — на данный момент их сертифицировано 98. Что интересно, Беларусь стала первой страной в СНГ и 13-й в мире, получившей право на ввоз говядины в Китай. Сейчас самое время укреплять ранее освоенные позиции. Хотя бы потому, что на рынке мы не одни — и с каждым годом будет становиться все теснее. Достаточно сказать, что за «санкционный период» 2014—2018 годов доля Китая в экспорте России выросла с 7,5 до 12,5 процента, из которых 5 процентов приходится на поставки российских продуктов питания.


НАИБОЛЬШИЙ прирост потребления в Китае в ближайшее время ожидается по следующим категориям: крупы и консервированные продукты, орехи, молочная продукция, сыр, мед и фрукты.

Занимаясь поставками перспективных товаров, нужно понимать следующее: чтобы прочно закрепиться, необходимо учитывать динамику развития китайского рынка, включая потребительские предпочтения, а также применять современные механизмы продвижения экспортной продукции. Поэтому параллельно надо создавать широкую товаропроводящую сеть, усиливать маркетинговую политику для продвижения белорусских брендов, в том числе разрабатывать специальную упаковку, участвовать в выставках, чтобы бренд стал узнаваемым. Кроме того, для полноценного успеха следует учитывать и тренды на продовольственном рынке Китая, которые также влияют на развитие спроса. Один из актуальных — лояльность потребителей к бренду: быстрее в потребительской корзине оказываются те товары, которые уже заслужили доверие, и за них даже готовы платить более высокую цену. Это лишь подтверждает мнение некоторых экспертов: единожды попав на китайские прилавки, не стоит торопиться их покидать — на рынке Поднебесной преуспевают лишь те компании, которые приходят туда с намерением закрепиться и работать на долгосрочную перспективу. Помимо этого, возможно, пришла пора нам задуматься над тем, чтобы товары с коротким сроком годности поставлялись в Китай транспортными самолетами, как это делают другие страны мира. Это лишь придаст баллов на китайских прилавках, и нас начнут воспринимать как серьезного поставщика.

Что важно, с КНР нас связывают не только торговые отношения. Глава аграрного ведомства Иван Крупко обозначил несколько перспективных направлений. Во-первых, привлечение китайских вложений в белорусский АПК для дальнейшего экспорта в Поднебесную. Это подразумевает разработку инвестиционных предложений и, соответственно, реализацию совместных высокотехнологичных производств, которые представляют интерес для двух стран. Во-вторых, взаимодействие в области научных исследований в сфере АПК. В-третьих, сотрудничество в области образования, что не исключает стажировки и переподготовки специалистов аграрной отрасли как в Беларуси, так и в Китае. Собственно, серьезное начало положено, а время все расставит на свои места.

Lana_svetla@mail.ru

Инфографика Кристины ПОЧЕБУТ-НОВОХРОСТ

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter