Солнце коммунизма

Сдувая пыль с истории

«Более ста лет назад в «Манифесте Коммунистической партии» великие учители пролетариата Карл Маркс и Фридрих Энгельс писали: «Призрак бродит по Европе — призрак коммунизма». Мужественная и беззаветная борьба пролетариев всех стран приблизила человечество к коммунизму. Сначала десятки и сотни, затем тысячи и миллионы людей, воодушевленных идеалами коммунизма, шли на штурм старого мира. Парижская Коммуна, Октябрьская революция, социалистические революции в Китае и в ряде других стран Европы и Азии — таковы важнейшие исторические рубежи героических битв международного рабочего класса за победу коммунизма. Пройден гигантский путь, политый кровью борцов за народное счастье, путь славных побед и временных поражений, прежде чем коммунизм, который когда–то был лишь мечтой, стал величайшей силой современности, обществом, созидаемым на огромных пространствах земного шара».


Программа построения коммунистического общества, выдержку из которой мы только что привели, была принята на XXII съезде КПСС. Это на нем тов. Н.Хрущев заявил, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», и уверенность эту стали буквально вкладывать в голову каждого советского человека. Сразу после съезда из Мавзолея вынесли тело Сталина, а страна начала догонять и перегонять Америку. Сегодня мы вспомним немного о том, как это происходило. И поможет нам в этом номер «Советской Белоруссии» за 23.03.1962. В нем были опубликованы материалы АПН, содержавшие ответы трудящихся СССР, представителей зарубежных стран на вопросы распространенной по всему миру анкеты «Мир через 20 лет».


«Мы умеем мечтать! Но наши мечты — это не бесплодное фантазерство, уводящее человека от реальной жизни в мир обманчивых грез. Наши мечты — это могучие крылья, с каждым днем крепнущие в большом полете в будущее» («Сегодня мечта — завтра действительность»).


«Через 20 лет будет учрежден — я уверен в этом! — праздник трудящихся всех стран: День Мира. И через 20 лет, собираясь на парад в честь празднования Дня Мира, я достану старый номер газеты «Правда», помеченный концом 60–х годов нашего века, и прочту своим детям репортаж корреспондента АПН о самом значительном событии второй половины ХХ столетия... Репортаж будет приблизительно таким: «11 часов 45 минут. Медленно подходят друг к другу два эсминца СССР и США. Подан соединительный трап, оркестры исполняют гимны двух великих держав. Чеканя шаг, два бойца направляются к соединительному трапу, под ними — черная полоса воды. Оба поднимают над головами автоматы... Океан тяжелым всплеском возвещает мир о свершении мечты всего человечества. Два солдата обнимаются и трижды целуются под многотысячное «ура!» (В.Петров, работник Луганского станкостроительного завода, «Желанный репортаж»).


«20 лет — сравнительно небольшой срок, у меня даже не поседел ни один волос. Мне всего 47 лет. Я уже защитил кандидатскую, а возможно, даже докторскую диссертацию. Она посвящена философским проблемам коммунизма... Как раз сегодня ясная, солнечная погода, и мы с семьей садимся в космический корабль и отправляемся на несколько часов к берегам Тихого океана — отдохнуть, позагорать... Рядом с нами генерал–майор с женой. Кто это? А, знакомый! Это космонавт Герман Титов. «Что, тоже отдохнуть решили?» «Да, — с улыбкой, обошедшей газеты всего мира, отвечает Герман Степанович. — Сегодня захотелось проехаться в качестве обычного пассажира». Отдохнув на Тихоокеанском побережье, мы летим обратно. Ужинаем дома, в Минске. Супруга собирает мои вещи в небольшой чемоданчик — завтра у меня встреча с моим английским коллегой–философом, и я еду к нему в Англию, в гости» (М.Либинтов, контролер минского радиозавода, «Жить хорошо!»).


«Сэр! Я служу во флоте Ее Величества, мне двадцать три года... Я прочел вашу анкету, и хотя не считаю себя сверходаренным человеком, имею определенные взгляды и пишу о них. Через двадцать лет Англия превратится в один из штатов Америки. Мы и так уже американизированы в телевизионных передачах, кинокартинах, в фильмах. Через 20 лет Англия превратится в страну, населенную пешками американских капиталистов, и все левые или коммунистические организации будут запрещены» (Т.Дэвисон, г. Дувр, «Мнения англичан»).


«Давайте исходить из самого лучшего. Можно предвидеть окончательную капитуляцию глупцов и всех сторонников политики силы. А это приведет через 20 лет к миру во всем мире... Человек станет подлинным хозяином Солнечной системы. Быть может, он будет мечтать уже о продвижении к иным звездным мирам, чтобы встретиться, наконец, с другими мыслящими существами, сопоставить их взгляды со своими» (французский писатель Э.Базен, «Три гипотезы»).


«В сельском хозяйстве начнется процесс автоматизации всех основных работ. Будет окончательно разгадан и секрет фотосинтеза в растениях. В научных лабораториях начнется опытное производство синтетических продуктов питания» (румынский служащий Г.Антимиреску, г. Констанца, «Наведем порядок на Земле»).


«Думаю, что атомная энергия войдет через 20 лет в повседневный быт. Одно из первых мест в энергетическом балансе займет также энергия Солнца. Возможно, что как раз она и будет использована в космических кораблях, отправляющихся в дальние рейсы. При помощи солнечной энергии ученые смогут создавать магнитные поля вокруг кораблей и таким образом приблизятся к решению проблемы гравитации, сумеют бороться с притяжением Земли» (В.Антоневич, ст. Приямино Белорусской железной дороги, «Верю в человека»).


«Я родился в деревне Вацково Арзамасского района Горьковской области... Представляю, как буду писать письмо в Америку своему внуку Коле... «Дорогой внучек Коля! С тех пор, как ты уехал в командировку в Америку, у нас в деревне... произошли большие перемены. Во–первых, деревни нашей уже не стало. За эти годы она превратилась в агрогород и переименована в Пшеницеград. Теперь мы живем, как горьковчане... Есть у нас в квартирах и газ, и ванные, и все–все на свете» (С.Милов, служащий московского СУ, «Письмо дедушки Сергея в Америку»).


«Изменился и облик Советского Союза. В итоге двадцатилетия общественные фонды выросли более чем в десять раз. Эти фонды бесплатно распределялись среди 300–миллионного населения. Вещими оказались слова Н.С.Хрущева: «Пройдут годы, минуют столетия, но никогда благодарное человечество не забудет октябрь 1961 года, съезд нашей партии, на котором в обстановке величайшего единодушия принята Программа КПСС — программа строительства коммунизма» (А.Куцей, подполковник, г. Минск, «Заглянем в завтра»).


Из любопытства я, конечно же, заглянул в это самое «завтра». 23.03.1982 тоже вышла «Советская Белоруссия», но, как легко догадаться, в ней ничего не говорилось о построении коммунизма хотя бы в одной отдельно взятой стране. Кричевское локомотивное депо призывало белорусских граждан к субботнику, тов. Брежнев прибыл в Ташкент вручать солнечному Узбекистану орден Ленина, трудности испытывала Польша, ЦРУ устраивало провокации, да и в Бейруте, как водится, царила напряженность...


Живший в одно время с Карлом Марксом русский ученый и писатель Владимир Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» назвал коммунизм политическим учением о равенстве состояний, общности владений и о правах каждого на чужое имущество. Тогда, в середине XIX века, в состоятельных семьях уже стали пугать маленьких детей неведомым призраком коммунизма. Но чем больше лет проходит, тем парадоксальнее получается исторический вывод: о строительстве коммунизма мечтали многие, но на деле построить его пока получилось только у писателей–фантастов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter