В Белорусском государственном академическом театре юного зрителя прошли премьерные показы мелодрамы «Я бачу сонца»

Солнечный удар

В Белорусском государственном академическом театре юного зрителя прошли премьерные показы мелодрамы «Я бачу сонца» по одноименному произведению известного грузинского писателя Нодара Думбадзе в постановке грузинского же режиссера Дмитрия Хвтисиашвили. Спектакль посвящен 75‑летию освобождения Беларуси от немецко‑фашистских захватчиков и в этом смысле снова напоминает нам, что война когда‑то стала общим горем всех советских семей. 

Жаль, что режиссеры из других постсоветских стран ставят у нас крайне редко. Еще реже предлагают для постановки свой национальный материал. «Я бачу сонца» классический сюжет взросления: главный герой деревенский подросток Сосойя остро переживает происходящие рядом с ним события, пытаясь найти свое место в этом мире. Воспитывающая его тетя Кето, добрый и интеллигентный человек, казалось бы, даже готова отказаться от своего личного счастья в пользу спокойствия и благополучия Сосо. Ровесница Сосо — слепая девочка Хатия — живет в своем мире фантазий. Скоро в будни односельчан приходит война, которая все перевернет с ног на голову, заставит каждого из героев сделать свой непростой нравственный выбор. 

В сценографии Ломгула Мурусидзе много воздуха, на заднике, как и обещано в названии спектакля, сияет солнце. Деревенский быт воссоздан на сцене несколькими уверенными мазками. Дух времени передан подробно и с большой любовью. Режиссер Дмитрий Хвтисиашвили бережно отнесся к литературному слогу Думбадзе и сочинил во всех смыслах традиционный и сердечный спектакль. Темпоритм постановки нетороплив, в пестрой галерее образов есть разные характеры, которые по ходу действия проявляются порой с неожиданной стороны. В свои лучшие минуты «Я бачу сонца» становится крайне поэтичным высказыванием. 

Запоминается пронзительная драматическая сцена в исполнении талантливого артиста Юрия Цвирко, перешедшего из труппы витебского театра им. Я.Коласа в ТЮЗ. Цвирко не затерялся на фоне прочих звезд тюзовской труппы, ее постоянных любимцев — Леонида Улащенко, Александра Полозкова, Николая Леончика. Яркому, заразительному, харизматичному актеру, поразившему всех когда‑то в роли Макбета в одноименном спектакле Валерия Анисенко по трагедии Шекспира, грузинский характер как раз под стать. Хатия в исполнении молодой актрисы Арины Рябычиной получилась нежным и сентиментальным существом, которая, что бы ни происходило, все равно верит в лучшее. На премьере присутствовал отец Арины — известный белорусский актер Николай Рябычин, который искренне переживал за дочь. 

Премьера наполнена атмосферой грузинского жизнелюбия. Конечно, она не рассчитана на любителей экспериментов, кому‑то режиссерский язык Дмитрия Хвтисиашвили может показаться чересчур архаичным. Но все, кто любит спектакли с внятным сюжетом, яркими характерами и четкой системой этических координат, вполне могут получить от спектакля удовольствие. В этой заявленной простоте есть своя прелесть и грузинское очарование.

Добрый зритель в 9‑м ряду. 

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter