Социальный эксперимент: человеку стало плохо на улице от жары, как отреагируют прохожие

Солнечный хук, небо вокруг

Погода устроила испытание зноем. Днем температура даже не собирается опускаться ниже +30 °С. Каждое появление на улице словно визит в преисподнюю. Жарко, душно. Тут и здоровому человеку приходится тяжко, что уж говорить о гипертониках, сердечниках и просто пожилых людях? «Словить» тепловой удар можно даже за четверть часа пребывания на солнце. Готовы ли горожане помочь прохожему, чье здоровье не выдержало солнечной активности? Это мы и решили проверить на улицах Бреста.

Корреспондент «Р» симулировал последствия солнечного удара. Но в эти горячие дни многим не до шуток. В среднем из-за таких проблем к медикам ежедневно обращаются 130 человек.
Фото Ирины ШЕПЕТЬКО

Войдите в положение лежа

Жаркий полдень на исходе лета. Спальный и практически безлюдный микрорайон. Обитатели многоэтажек либо на работе, либо прячутся от жары по домам, поближе к вентиляторам и кондиционерам. На парапете возле продовольственного магазина сидят двое мужиков характерной наружности. Соображают. Что им зной? Сажусь неподалеку, всем видом показываю, что чувствую себя неважно. Тяжело дышу, сгибаюсь в три погибели, вот-вот рухну на землю. Мужики с минуту молча наблюдают за моими потугами, но все же сдаются:

— Братишка, че, нехорошо? — если бы мне действительно было нехорошо, от густого перегара стало бы еще хуже. 

Бормочу что-то про слабость и потемнение в глазах. Мужики, кажется, немного растерялись. После недолгого замешательства все же предлагают вызвать «скорую». От медпомощи решительно отказываюсь. Один из «спасателей» советует прилечь на газон, помогает перейти с места на место. Второй успел позвать охранника из магазина. Он пришел взволнованный, со стаканом воды. Присел рядом, убедился, что я не пьян: «Может, позвонить кому? Или врачей вызвать?» Звонить ни к чему. Говорю, что мне уже лучше и беспокоиться не о чем. Пытаюсь подняться на ноги, охранник советует не торопиться, немного посидеть. Приносит еще стакан воды и оставляет меня в покое. Настроение у моих «спасителей» приподнятое — как-никак, человеку помогли. Самим приятно. 

«Умирать» — обидно


Недалеко от магазина — остановка. Здесь практически никого. В ожидании транспорта на скамейке сидит девушка лет 20, рядом с урной курит горожанин в клетчатых шортах, носках и босоножках. Подхожу, еле перебирая ногами, сажусь на другом конце скамейки, опираюсь на стенку, запрокидываю голову. Девушка листает ленту Instagram и на мои мучения не обращает ровным счетом никакого внимания. Бессердечная. Горожанина мои актерские способности тоже впечатляют не особо. Он все так же равнодушно пропускает через себя дым. Что ж, ложусь на скамейку, закрываю глаза и жду помощи. Увы и ах. Мои потенциальные спасители уезжают первой прибывшей маршруткой, так и не приняв участия в моей судьбе. Что ж, остаюсь в гордом одиночестве и все еще жду помощи.



Ждать приходится долго. Терпеть почти невмоготу, потому как с неба действительно припекает так, что скоро можно будет уже и не притворяться – сознание и в самом деле потеряю. Но ни парень с девушкой, ни бабушка с внучкой, ни студент с дорожной сумкой, ни суровый дед с усами внимания на лежащего на скамейке человека не обращают. Даже садиться рядом на лавочку никто не рискует, хотя я занимаю небольшую ее часть. Выходящие из маршруток пассажиры тоже игнорируют человека на скамейке. И водители не бегут стремглав на помощь. Оказывается, вот так лежать и «умирать» на виду у всех очень обидно. 

Лишь через 20 минут на бедолагу обратила внимание семейная пара. Ребята некоторое время поглядывали на меня, но все же решились подойти. Потрогали за плечо, спросили, все ли в порядке. Я не стал ломать комедию, рассказал об эксперименте. Поблагодарил Ирину и Валерия за неравнодушие. Они признались, что никогда не проходят мимо индивидов вроде меня, лежащих под деревом или на лавочке:

— Безразличие людей легко объяснимо: они думают, что человек попросту перепил. Но это плохая позиция. В этом я убедился на собственном опыте. В юности мы с другом как-то прогуливались по набережной в Пинске. Под деревом лежал человек. Мы пытались его растолкать – без толку. Вызвали «скорую». Врачи приехали без особого энтузиазма. Думали, очередной алкоголик перебрал. Но, оказалось, мужчине стало плохо и он был совершенно трезв. Чем закончилась эта история, я не знаю, но мы в тот момент сделали все что могли — просто не прошли мимо.

Не проходите мимо


Меняю место дислокации и отправляюсь в центр Бреста. На улице Гоголя в тени деревьев прогуливается много людей. Эксперимент продолжается. Хватаюсь за дорожное ограждение, сползаю на землю. Возле меня тут же вырастают две дамы преклонных лет. Одна достает из сумки телефон, другая протягивает бутылку с водой. Узнав, что это социальный эксперимент, облегченно вздыхают: «А мы ведь всерьез испугались!» 
Следующий «дубль» — и мне на помощь почти сразу же приходят гости из Минска. Компания друзей фотографировалась у одного из фонарей, когда кто-то заметил — человеку плохо. Я во всем чистосердечно признался и поблагодарил за помощь. Ребята посмеялись:

— Какой-то актерский талант у вас точно есть. Во всяком случае, на скамейку падали очень правдоподобно! А на такой жаре с человеком действительно может случиться все что угодно… 

Снова сажусь на тротуарную плитку, стараясь не переигрывать. На сей раз подбегает военный пенсионер Николай Федорович. Присаживается рядом, интересуется, чем помочь. Потом комментирует свой порыв:

— Ну а как иначе? Мы же люди, должны друг другу помогать. Я бы не смог пройти мимо. Даже из сугубо эгоистических соображений. Вот станет мне плохо, я бы очень хотел, чтобы хоть кто-то пришел на помощь… 

Еще одна попытка. Подпираю спиной забор, кладу голову на колени, считаю проходящих мимо людей. Уже четвертый прохожий сбавляет ход, интересуется самочувствием. У него за спиной сразу же вырастают еще двое. Потом еще… Таксист на черной Toyota Prius предлагает подвезти к дому. Отказываюсь от помощи, говорю, что мне уже лучше, и буквально сбегаю от столь пристального внимания. 

Третий, четвертый, пятый «дубли» заканчиваются примерно одинаково – брестчане не остаются равнодушными. Мне давали воду, порывались звонить в «скорую», помогали перейти в тень, предлагали таблетки от тошноты, головной боли, от высокого и низкого давления. Одна бабушка-одуванчик даже достала из сумочки веер. Хотя была и другая реакция. Некоторые просто проходили мимо, а от одной женщины средних лет мне и вовсе незаслуженно досталось: 

— Рабочий день в разгаре, а он на ногах еле стоит! 

Но в целом реакция брестчан порадовала. Признаюсь — не ожидал. Вот только первую помощь в случае теплового удара способны оказать немногие. Что советуют врачи? Прежде всего не проходить мимо. Нужно отвести человека в тень, дать ему попить и уложить в удобной позе. Расстегнуть одежду, обрызгать водой. Вызвать «скорую» и дождаться приезда медиков. Не следует самостоятельно давать какие-либо препараты. 

Также врачи советуют не забывать про головной убор и обязательно брать с собой воду. Ну и быть готовым в случае необходимости прийти на помощь тому, кто рядом… 

losich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter