Солнечное сплетение

На экраны выходит военная драма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем–2: цитадель»...

На экраны выходит военная драма Никиты Михалкова «Утомленные солнцем–2: цитадель», премьера которой в свое время была отложена из–за провала в прокате первой части дилогии — «Предстояние». «Цитадель» — крупнокалиберный блокбастер совместного производства России, Германии и Франции.


По словам режиссера, искренне рассчитывающего на реванш, фильм — совершенно иной по ритму и структуре, нежели «Предстояние». Если в первой части дилогии действие перемещалось из 41–го года в 43–й, что требовало от зрителя определенной сосредоточенности, то сейчас повествование разворачивается линейно и охватывает всего 8 дней 1943 года. Только сейчас замысел дилогии начнет складываться в единую картину, и окончательно сага раскроется в сериале из 13–серий, который после некоторого перерыва будет показан по телевидению. Там появятся целые новые линии и эпизоды, не вошедшие в фильм и придающие всей истории форму подлинного киноромана.


В «Цитадели» прежний актерский состав, любимые артисты постановщика, в том числе его близкие родственники: Надежда Михалкова, Виктория Толстоганова, Владимир Ильин, Олег Меньшиков, Андрей Мерзликин, Сергей Маковецкий, Дмитрий Дюжев, Андрей Панин, Михаил Ефремов, Анна Михалкова. Актеры, кажется, стараются изо всех сил, во всем следуя за режиссером, но некоторые из них, как, например, Виктория Толстоганова или Дмитрий Дюжев, так и не показывают ничего нового, используют в своей игре прежние краски. Одна из главных актерских удач фильма — Максим Суханов в роли Сталина. Артист и раньше удивлял мастерством перевоплощения, но в этом образе достиг совершенно фантастических высот.


В ленте все с размахом. Она — большое приключение и одновременно испытание для зрителя. Здесь сплелись амбиции режиссера — удивить отборщиков международных фестивалей, также масштаб советской эстетики и клиповое мышление оператора Влада Опельянца, уже работавшего с Михалковым над «12» и «Предстоянием». Сам Никита Сергеевич явно ориентируется на Стивена Спилберга. Мечта во что бы то ни стало воплотить русский Голливуд здесь и сейчас, несмотря на то что доверие к российскому кино за последние годы в общем–то подорвано из–за его в своем большинстве низкого художественного качества, сочится в «Цитадели» из каждого кадра. Режиссер словно бы хочет задушить нас в объятиях. «Верим, верим», — так и хочется сказать ему. Только оставь в покое.


Откликнется ли зритель на фильм Михалкова? К сожалению, есть обстоятельства, способные и на этот раз заслонить его художественные достоинства. Налог на «болванки», скандал с «мигалкой», постоянное выяснение отношений с блогосферой посредством открытия ресурса «Бесогон–TV», вялая перепалка с коллегами, вышедшими из Союза кинематографистов, — все это отвлекает внимание от самого фильма и уже априори настраивает против него. Как и самонадеянные заявления режиссера о том, что «такой войны на экране еще не было». (Как будто о войне до Михалкова никто не снимал, не создавали свои эпические полотна Сергей Бондарчук и Юрий Озеров.)

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter