Куда подевалось "сладкое" антигололедное средство?

Соленая тема

Несколько лет назад накануне зимы только и разговоров было, что вот–вот на городских улицах начнут использовать новые противогололедные смеси, не вызывающие коррозию металла
Несколько лет назад накануне зимы только и разговоров было, что вот–вот на городских улицах начнут использовать новые противогололедные смеси, не вызывающие коррозию металла. Речь шла о средстве из отходов сахарной свеклы, разработанном белорусскими учеными, — ХИК (химическое ингибированное кристаллическое вещество, в основе которого меласса). Горожане обрадовались: наконец–то дороги и тротуары станут посыпать более щадящим реагентом, а не агрессивными песком и солью. Но на дворе уже 2017–й, а улицы по–прежнему утопают в соляно–песчаной жиже. Где же обещанное чудо–средство?


В 2014–м появилась информация: новую противогололедную смесь на основе мелассы уже опробовали в Минске и она неплохо себя зарекомендовала. Ее преимущество — реагент не вызывает коррозию металла. Поэтому планировалось расширять сферу его применения. Постепенно реагент мог заменить стандартные песко–соляные смеси, которые приносят определенный вред окружающей среде. Были даже задумки, что средство будет применять не только «Мингоржилхоз», но и «Горремавтодор», убедившись, что оно обеспечит достаточное сцепление автошин с дорогой на высоких скоростях. Ведь одно дело посыпать дворы и совсем другое — кольцевую автодорогу.

Нужный запас щадящей смеси тогда заготовили. Дорожники, правда, были осторожны в прогнозах, ссылаясь на дороговизну новшества. Соляно–песчаные смеси, говорили они, все же дешевле. Жилищно–коммунальные службы тогда тоже экспериментировали с ХИКом осторожно, используя в небольших количествах. Те и другие по сей день щедро сыплют нам под ноги и под колеса песок с солью. Мол, соотношение цена — качество старой смеси идеальное.

Фото  Артура  ПРУПАСА.

Споры о том, что наиболее эффективно и безопасно в борьбе со льдом, длятся не первый год. Проблему ядовитых солевых удобрений перед городскими властями и дорожниками поднимали также специалисты Института экспериментальной ботаники Академии наук: «Проблема хорошо была видна по деревьям вдоль МКАД, они болеют». Ответ на это был таков: все–таки будем сыпать соль, безопасность людей важнее. В «Минскзеленстрое» тоже замечали: каждую весну приходится буквально спасать городские газоны и деревья.

Казалось бы, ученые нашли решение, разработав противогололедный состав на основе мелассы. Все похлопали в ладоши, потом разговоры о сладкой посыпке утихли. А затем «Горремавтодор» негромко сообщил: соль и песчано–соляные смеси останутся единственным средством обработки улиц в гололед зимой 2016/2017, а то, что применяют в Западной Европе, в белорусских условиях неэффективно и слишком дорого.


Фото  Александра  СТАДУБА.
В «Белавтодоре» подтвердили: дороги посыпают песчано–соляными смесями в разных соотношениях и солями (галид А и галид Б), ХИК использовать не планируется. Напомню важную деталь. Ранее журналистам сообщалось, что именно специалистам «Горремавтодора» было поручено оценить, насколько новая смесь эффективна в сцеплении автошин с дорогой на высоких скоростях, возможно ли ее применять на МКАД и загородных трассах. Однако ответов на эти вопросы нет и сегодня.

Вот мнение замначальника главного управления автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций Сергея Леончика: «Минтранс занимается содержанием дорог республиканского значения, их почти 16 тысяч километров. Кроме песчано–соляных смесей и чистых солей, в ближайшее время ничего другого использовать не планируется. На срок эксплуатации дорог нынешние противогололедные средства не влияют. Главное — безопасность дорожного движения».

Алексей Чеховский, главный инженер и исполняющий обязанности директора «Жилкомплекта», говорит, что предприятие было готово тогда и готово сейчас выпустить столько сладкой антигололедной продукции, сколько потребуется: «Но таких заказов не поступает. Возможно, потому, что новшество не разрекламировано и все стараются брать проверенное средство. Но главной причиной, скорее, является то, что не принято соответствующе решение. Вместе с тем ХИК прошел все лабораторные испытания, согласования в НАН Беларуси, и смесь одобрена. Сейчас потребитель в основном берет химический антигололедный компонент (ХАК), он без мелассы, потому производство чуть дешевле. Большими объемами, по 25 тонн, его покупают такие предприятия, как, к примеру, «Табак–инвест», «БелМаркетКомпани», которые сами следят за содержанием своих территорий».

Что же думают о ХИКе организации, опробовавшие его? Основной плюс этой дорожной смеси — в экологическом эффекте, убежден Виталий Смирнов, гендиректор ГО «Минское городское жилищное хозяйство»:

— Все же соль влияет на железо, резину, экологическую обстановку. На протяжении года мы на отдельных участках пробовали применять это новое антигололедное средство, однако при температуре ниже 10 градусов оно не давало того эффекта, который требуется для соответствующего сцепления. Вероятно, ХИК в этом плане нужно доработать. Второй момент: цена этих смесей выше, чем на песко–соляные. Возможно, удорожание связано с нехваткой заказов. Сейчас ХИК изготавливают по мере поступления заявок от потребителей. Как правило, это частные организации. Мы же его теперь не используем, однако и не отказываемся от него. Думаем над тем, как сделать так, чтобы ХИК работал эффективно хотя бы при минус 15 градусах и подешевел.

Кстати, цены мы также сравнили, обратившись в отдел сбыта «Жилкомплекта». Там проинформировали: «25 килограммов стандартных песко–соляных смесей без учета НДС у нас стоят 4,76 р., такой же по весу мешок ХАКа (химический антигололедный компонент) — 6,76 р. Что касается ХИКа, то сейчас его у нас в наличии нет, стоимость же примерно равна стоимости ХАКа».

Вопрос о дальнейшей судьбе новых дорожных смесей, как видим, остается открытым, хоть и обозначен вероятный курс — доработка и удешевление. Пока же очевидно одно: борьба с гололедицей по–прежнему не в пользу машин, дорожной инфраструктуры и экологии.

Что думают в ГАИ?

Начальник отдела дорожной инспекции ГАИ ГУВД Мингорисполкома Дмитрий Забалуев:

— Нареканий по тем песчано–соляным смесям и соли, которые сейчас используются на дорогах города в гололед, у нас нет. Конечно, при своевременном выполнении дорожными службами директивных сроков по обработке, посыпке и уборке проезжей части.

А как у них?


Между тем многие страны одна за другой отказываются от борьбы с гололедицей при помощи старой, традиционной дорожной смеси, считая ее небезвредной. К примеру, в России от стандартной смеси отказались еще в 2011 году. В Финляндии принят наиболее безопасный для окружающей среды регламент, утверждающий минимальное использование соли. Финны, как и эстонцы и шведы, дороги чистят, оставляя тонкий слой снега, затем укатывают и сыплют горячую гранитную крошку. Власти Таллина ежегодно бесплатно выдают жителям измельченный гравий для посыпки дорожек возле домов.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 16 (25151). Среда, 25 января 2017

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter