Соленая проблема

Президент принял с докладом первого заместителя Премьер–министра Владимира Семашко
Президент принял с докладом первого заместителя Премьер–министра Владимира Семашко. Речь шла о работе промышленности и энергетического комплекса. Результаты, надо сказать, вполне приличные. Промышленный сектор в первые 4 месяца года сработал с приростом производства в 115,3 процента к аналогичному прошлогоднему периоду. На 37,2 процента выросли инвестиции в основной капитал. Рентабельность реализованной продукции составила 15,3 процента. «Уже по этим цифрам можно судить о том, что сделан хороший задел на этот год, и у нас есть абсолютная убежденность, что мы выполним все доведенные показатели и даже перевыполним их», — сказал после встречи журналистам Владимир Семашко, отметив, что Президенту доложено и о мерах, которые предпримет Правительство для выполнения задачи увеличения ВВП в полтора раза к 2010 году.

Журналистов же особенно заинтересовала тема работы калийной отрасли. Профессиональный интерес обусловлен появлением информации о снижении экспорта белорусского калия. Аналитики указывают, что проблемы вызваны неудачами в создании нового крупнейшего оператора мирового рынка — Белорусской калийной компании. Поэтому комментарии первого вице–премьера ожидались с большим интересом.

Сокращение калийного экспорта действительно есть. За 5 месяцев этого года — примерно на четверть в сравнении с аналогичным периодом годом раньше. Но обусловлено это тем, что до настоящего времени не заключены контракты с крупнейшими потребителями–импортерами Китая. Переговоры идут еще с ноября прошлого года. Покупатель пока не соглашается с повышением цены удобрений на 40 долларов с тонны. Хотя на вопрос о мотивах увеличения стоимости есть разумно обоснованный ответ.

В прошлом году Китай получал белорусский калий по 165 долларов за тонну, в то время как другие страны региона платили за него 217 — 235 долларов. Кроме того, и в самой стране цены неоднородны. Помимо основных объемов удобрений, завозимых по морю, Китай ежегодно приобретает в России еще 1,5 — 2 млн. тонн с доставкой железнодорожным транспортом. Этот калий на российско–китайской границе стоит 205 — 215 долларов. Но главным, решающим фактором в повышении цены становится рост затрат на производство калийных удобрений. Только нефть для белорусских потребителей подорожала за последний год на

85 — 87 долларов за тонну. За электричество наши субъекты хозяйствования платят сегодня на 26,8 процента больше, чем годом–полтора раньше. А энергосоставляющая в себестоимости продукции «Беларуськалия» превышает 22 процента. Кроме того, дорожает металл. По разным его видам на 40 — 70 процентов за последние полтора года. Следовательно, растут в цене машины и оборудование, в то время как «Беларуськалий» ведет активную модернизацию и строит два новых рудника. И очевидно, что все эти объективные факторы в совокупности не могут не вести к обоснованному росту стоимости продукции. Китай как крупнейший потребитель, безусловно, вправе рассчитывать на более льготный режим закупок. Но даже при росте цены на 40 долларов стоимость для него будет ниже, чем для других государств региона. Думается, это вполне разумный компромисс.

Тем более что поступательное удорожание сырья и энергоносителей — общемировая тенденция. Поэтому и повышение цен на калий для китайских потребителей — не исключительная белорусская инициатива. Аналогичные предложения — плюс 40 долларов на тонну — сделали и другие продавцы удобрений. Владимир Семашко предположил, что в скором времени эта коллизия разрешится к общему удовлетворению и экспортеров, и импортеров.

Таким образом, корень вопроса отнюдь не в создании Белорусской калийной компании как таковой. Ведь на остальных направлениях объемы экспорта сохранены. Более того, установленные прямые контакты с потребителями в обход посредников приносят ощутимый дополнительный доход. В прошлом и позапрошлом году «Беларуськалий» продал примерно одинаковое количество удобрений — около 7 млн. тонн. Но выручка соответственно составила 751 млн. долларов и 1 млрд. 14 миллионов. Разница серьезная. Более того, уже в этом году средняя цена калийного экспорта через БКК подросла на 26 долларов с тонны. Мировой рынок принял и признал нашу компанию как одного из крупнейших операторов. Объединив продажи «Беларуськалия» и российского «Уралкалия», БКК сегодня контролирует 39 процентов мирового рынка этого вида удобрений. Очевидно, что даже теоретической замены таким объемам просто не существует. На сегодня калийный рынок сбалансирован. Производится удобрений ровно столько, сколько потребляется.

Более того, у БКК есть и ресурс роста. Компания создавалась так, чтобы к числу ее акционеров могли на паритетных началах присоединиться и российские производители — ОАО «Уралкалий» и ОАО «Сильвинит». Первый этой возможностью воспользовался. На сегодня россияне и белорусы имеют по 50 процентов акций БКК. В случае присоединения «Сильвинита» доли распределятся также поровну. Однако руководство ОАО «Сильвинит» пока настаивает на том, что условия вхождения в БКК для них неприемлемы. Истина, конечно, рождается в переговорах, но все же вряд ли можно согласиться с тем, что приход в проект нового участника должен сопровождаться существенным изменением правил, которые определены изначально.

«Сильвинит», например, предлагает продавать через БКК лишь 1 млн. тонн производимых им удобрений, в то время как изначальная идея основывается на том, чтобы объединить все ресурсы. Спорна инициатива и о назначении в БКК по три директора по продажам, финансам и экономике — по одному от каждой стороны. Вряд ли управляемость компании будет эффективна при таком сложном построении менеджмента. Да и в целом компании, производящей наименьшее количество удобрений, наверное, не совсем правильно диктовать свои условия. Все же «Сильвинит» в этом году произведет 3,5 млн. тонн калия. «Уралкалий» и «Беларуськалий» — 5,5 и почти 8 млн. тонн соответственно.

Первый вице-премьер убежден, что к концу этого года — в начале будущего вопрос о вхождении «Сильвинита» в состав акционеров БКК – будет решен. Надо признать, что иную разумную альтернативу этому найти не так уж и просто. Белорусская калийная компания рынком признана, и приход еще одного участника обеспечит увеличение ее доли в мировом объеме продаж удобрений более чем до 50 процентов. Другого такого продавца просто не может быть. Состоять в подобном альянсе не только почетно, но и выгодно. И, надо думать, два ключевых калийных вопроса — заключение контрактов с китайскими потребителями и присоединение «Сильвинита» к БКК – в некотором смысле взаимоувязаны. Как только первый будет снят, решение второго, скорее всего, станет делом времени.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter