Солдаты все чаще прячутся под юбки

"Слава российскому оружию!" - гласит растяжка вдоль обсаженной деревьями улицы, на которой находится главная военная база в Пскове.
"Слава российскому оружию!" - гласит растяжка вдоль обсаженной деревьями улицы, на которой находится главная военная база в Пскове. "Дисциплина - мать победы" - говорится на другой растяжке. В этих призывах - эхо излюбленных лозунгов советской эпохи. Возможно, когда-нибудь они будут отражать состояние и российской армии.

В Пскове, городе, гордящемся своей военной историей, с центральным мемориалом советским солдатам, погибшим в Афганистане, и российским - в Чечне, бойцы 76-й воздушно-десантной дивизии выполняют действия, которые не заслуживают особого внимания для любой современной армии, но почти неслыханны для сегодняшней России.

Вместо того чтобы заниматься рабской работой, они совершенствуют боевые навыки, работают с 9 утра до 7 вечера и получают за это деньги.

С сентября 2002 года 76-я дивизия начала пополняться больше добровольцами, чем призывниками, - это часть эксперимента, который призван стимулировать долгие нерешительные усилия по модернизации вооруженных сил.

Президент Владимир Путин неоднократно поддерживал эту реформу и говорил, что хочет превратить российскую армию в профессиональные силы, подготовленные и оснащенные для отражения новых угроз сепаратизма и терроризма. Но несмотря на политическую власть, Президент доказал, что этой цели он достичь не способен - либо из-за отсутствия денег, либо из-за отсутствия энтузиазма у военных, либо по обеим причинам.

К примеру, эксперимент в Пскове начался только после того, как высокопоставленный российский военачальник Анатолий Квашнин урезал на четверть его бюджет в 85 млн. долларов и отказался от изначального предложения обеспечить новобранцев квартирами. По меньшей мере 40 человек сразу после этого покинули дивизию, впрочем, некоторых позднее убедили вернуться.

Эксперимент представляет собой способ прекратить военный призыв, крайне непопулярный в России. В ноябре министр обороны Сергей Иванов объявил, что армия будет набирать добровольцев только для наиболее готовых к боевым действиям подразделений - всего около 126 тыс. рядовых и сержантов - и не раньше 2007 года.

"Призыв как таковой будет всегда", - заявил он. Путин, чья армия по-прежнему увязает в Чечне, усиливал поиски вариантов реформы после каждой из разнообразных трагедий, выпадавших на долю сил безопасности и обороны: гибель подводной лодки "Курск" в 2000 году, падение сильно перегруженного вертолета, сбитого в Чечне в августе минувшего года, захват московского театра чеченскими боевиками в октябре.

Мало кто в России обсуждает горестные условия в вооруженных силах. Унаследовав от Советской Армии войска в 2,8 млн. человек, сейчас Россия имеет немногим больше 1,1 млн. солдат, матросов и летчиков в основных вооруженных силах, не считая дюжины других ведомств, таких как пограничная служба, министерство внутренних дел и железные дороги.

В декабре парламент увеличил официальный оборонный бюджет на 2003 год до 11 млрд. долларов, хотя, по некоторым оценкам, на деле расходуется гораздо больше. Это по-прежнему составляет 3 процента бюджета Пентагона. В результате вооруженные силы России остаются хронически недофинансированными и слабо оснащенными.

Но российские вооруженные силы остаются укомплектованными в первую очередь по призыву, имея около 600 тыс. призывников, служащих 2 года. Призыв так непопулярен и страшен, что около 90 процентов молодых людей, подлежащих ему, пытаются его избежать, прибегая к медицинским или учебным отсрочкам, часто добытым с помощью взяток. По некоторым оценкам, размер взяток достигает 50 млн. долларов в год.

В военных рядах низкий боевой дух, растут случаи дезертирства. Самый массовый уход из части, ставший известным общественности, случился, когда 54 солдата из мотострелковой дивизии покинули часть в сентябре, выражая недовольство тем, что майор неоднократно избивал своих сослуживцев. А буквально на днях 16 солдат дезертировали из элитарной 2-й мотострелковой Таманской дивизии. И все бегут по одному адресу - в "Комитет солдатских матерей". Образно говоря - прячутся под юбки...

По оценке Союза комитетов солдатских матерей, консультирующего военных, каждый год несколько тысяч военнослужащих дезертируют из-за жестокого обращения офицеров или из-за печально известной "дедовщины", когда старшие призывники избивают младших. По сообщениям союза, около 4 тыс. солдат погибают каждый год от увечий, самоубийств, болезней или несчастных случаев.

Министерство обороны ставит под сомнение эти цифры, но официальные лица недавно признали, что в течение первого полугодия 2002 года дезертировали 2.270 солдат, а министр Иванов сказал, что за 10 месяцев не в боевых условиях был убит 531 и изувечены 20 тыс. военнослужащих.

С 1992 года армия набирает солдат и на контрактной основе. Сегодня насчитывается около 130 тыс. контрактников, большинство из них служат в элитных частях, например, в подводном флоте или в ракетных войсках стратегического назначения. Другие служат в специальных военных формированиях за рубежом, например, в 201-й дивизии в Таджикистане.

76-я дивизия должна стать первой частью регулярной армии, полностью сформированной из контрактников.

Поначалу солдатам предложили 2.800 рублей (около 90 долларов) в месяц и пообещали бесплатные квартиры. В ноябре зарплата повысилась до 4 тыс. рублей, или до 125 долларов в месяц. С момента начала эксперимента прошло больше 3 месяцев, но из 4 тыс. солдат лишь 1200 - контрактники.

Большинство солдат и офицеров считают, что только более высокая зарплата - как минимум вдвое выше, чем нынешняя, - сможет привлечь достаточное количество квалифицированных молодых людей.

Виталий Шлыков, бывший офицер военной разведки и заместитель министра обороны, а ныне аналитик Совета по внешней и оборонной политике в Москве, считает, что главный недостаток армии - в командовании, в отсутствии профессионализма среди офицеров и в невозможности создать класс сержантов, которые смогли бы обучать рядовых навыкам и дисциплине. Это, по его словам, и создало ту среду, которая порождает жестокое обращение и коррупцию.

"Эта нелепая армия, конечно, нереформируема", - говорит Шлыков.

А тем временем ТВ приносит еще одну весть: в новогоднюю ночь перепилась целая часть железнодорожных войск. Опять массовый побег под защиту "солдатских матерей", опять взаимные обвинения, опять - недоумение.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter