Солдаты виртуального фронта

Белорусские киберпилоты входят в пятерку лучших в мировом рейтинге
Белорусские киберпилоты входят в пятерку лучших в мировом рейтинге

— Мы и сами не подозревали, что безобидное увлечение компьютерными играми, а точнее — авиасимуляторами, перерастет со временем в нечто большее, — рассказывает командир BY Виталий Некрашевич. — Поначалу просто летали. Общались через Интернет с людьми из разных стран. Обменивались информацией о Второй мировой, спорили о преимуществах и недостатках моделей самолетов. А потом возникло желание собрать в одну команду белорусов. Оказалось, что нас очень много! Решили периодически встречаться, летать вместе. А в своих позывных добавлять аббревиатуру BY. С удивлением узнали, что большинство из нас уже взрослые тридцатилетние дядьки.

Вскоре эскадрилья присоединилась к «Виртуальному Восточному фронту» — интернет–проекту, в точности, буквально по дням, имитирующему события 60–летней давности. Белорусы, летая на цифровых копиях самолетов своих дедов, вступили в схватку с «асами» «третьего рейха», которыми стали виртуальные летчики из Германии, Италии, Австрии, Финляндии. Наши ребята, кстати, чаще всего выходили в таких дуэлях победителями.

Практически каждый виртуальный пилот, или, как они себя сами называют, вирпл, налетав сотни часов на истребителях и штурмовиках Второй мировой, становится своеобразным историком–практиком. Он не понаслышке знает о таких тонкостях управления самолетом, которые обыкновенный кабинетный ученый понять не может. К примеру, что в первых моделях истребителя И–16 под сиденья подкладывали сковородку. Делалось это для того, чтобы хоть как–то защитить себя — в кресле не было предусмотрено бронеспинки. О том, что в виртуальном самолете сковородку подложить нельзя, ребята жалели неоднократно. Ни в одном учебнике истории вы не найдете ответа на вопрос, зачем многие советские летчики во время воздушной дуэли поднимали «колпак» в кабине и прикручивали зеркало заднего вида, как в машине. Вирплы BY нередко во время боя поступают так же. Ведь из–за особенности конструкции кабины только так можно видеть противника, севшего тебе на хвост.

— А однажды, накануне 9 Мая, возникла идея найти настоящего летчика Второй мировой войны, — рассказывает Виталий. — В конце концов вышли на Александра Сергеевича Шацкого, ветерана, на счету которого 8 сбитых немецких самолетов. Нам было о чем поговорить! Первая встреча длилась часов шесть. «Вы задаете мне такие вопросы, — сказал он, — какие задавал только технический персонал аэродромов на фронте! Откуда вы это можете знать?» Тогда мы предложили фронтовику спустя 60 лет вновь сесть за штурвал своего самолета. Александр Сергеевич рассказал, как сбил под Сталинградом свой первый самолет Ju–87. Мы смоделировали эту ситуацию. Конечно, поначалу лететь ветерану было сложно. Все–таки условия совершенно отличаются от тех, в которых он воевал. Но Александр Сергеевич быстро обвыкся и «Юнкерс» все–таки сбил. Первый раз в жизни сев за компьютер в 83 года!

Говорят, что компьютерные игры вредны. Это зависит от игр. К примеру, в «Ил–2. Штурмовик» — симулятор, который используют киберпилоты, — человек неподготовленный играть сразу не сможет. Сначала придется полистать техническую литературу, книги по аэродинамике, основам управления летательным аппаратом. В виртуальной летной школе курсанты занимаются по полгода. Только досконально изучив все азы летного дела, прочувствовав, как глохнет двигатель в истребителе И–16 при резких виражах, увидев трещины на двухсантиметровом лобовом бронестекле от снаряда, выпущенного из пушки немецкого самолета, курсанты удостаиваются первого настоящего боевого вылета.

— Но главное даже не обучение премудростям полета, — уверен Виталий Некрашевич. — Важнее то, что ребята, приходящие к нам развлечься, вскоре действительно увлекаются историей, начинают понимать, как и кем ковалась победа. И аргументированно объясняют удивленным американцам, что Вторую мировую выиграл не рядовой Райан и его спасители.

В субботу состоялся IV чемпионат Беларуси по компьютерному спорту. В номинации «Ил-2. Штурмовик» первые и вторые места в виртуальных воздушных сражениях заняла команда пилотов эскадрильи BY.

Кстати

Полгода назад Министерство обороны предложило киберпилотам создать в Минске центр подготовки виртуальных военных специалистов — компьютерный клуб, в котором молодые люди будут учиться летать на авиасимуляторах.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter