Солдат и закон

"Мы привыкли к тому, что Беларусь - одно из самых безопасных и благополучных государств.
"Мы привыкли к тому, что Беларусь - одно из самых безопасных и благополучных государств. Чтобы сохранить наш общий дом в мире и безопасности, мы должны избавиться от благодушия и беспечности, равнодушия и безответственности", - эти требования Президента полностью относятся к Вооруженным Силам. Некоторые армейские должностные лица также привыкли, что в белорусской армии из года в год снижается количество происшествий и преступлений, забывая, что безопасность и порядок необходимо обеспечивать каждодневным трудом.

История знает немало примеров, когда прекрасно вооруженные армии терпели сокрушительные поражения и побеждали войска, уступающие противнику в своей оснащенности. А ведь еще Наполеон отметил: армия не разбита до тех пор, пока она не прониклась сознанием поражения, потому что поражение - это вывод разума, а не физическое состояние.

Одно из конкретных проявлений морального духа войск - их дисциплинированность. В условиях реформирования потребовались новые подходы к укреплению воинской дисциплины. И они были найдены. По мнению многих ученых, в любом государстве и армии действуют единые закономерности. Одна из них - зависимость криминогенной обстановки в стране и вооруженных силах. Однако проблемы не тождественны.

Опыт строительства белорусской армии с середины 90-х годов показал: возможности командиров в борьбе с отклоняющимся поведением военнослужащих значительны. Преступность в войсках за последнее десятилетие снизилась радикально - общее количество преступлений сократилось почти втрое! Это прямое следствие преобразований и реформирования последних лет.

Так, в середине 90-х введен территориальный принцип комплектования военнослужащими срочной службы, значительно ограничен призыв в армию лиц, имеющих судимость, а также отклонения в поведении. В тот же период введены должности войсковых психологов, создана социально-психологическая структура, выполнен ряд научных исследований по проблемам девиантного (отклоняющегося) поведения, в военных учебных заведениях введен спецкурс "Военная девиантология".

Были сформулированы основные причины прежних недостатков, оптимизирована система поддержания правопорядка в армии. Результатом этой работы стало изданное Министерством обороны в январе 2002 года постановление "О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию".

В 90-х годах одним из уязвимых мест являлась несовершенная система оценки правопорядка и работы должностных лиц. Корни проблемы лежат в глубоком прошлом. Еще в начале ХХ века в военных периодических изданиях офицеры сетовали на несправедливость их наказания за проступки подчиненных.

Действительно, в СССР служба однозначно рассматривалась как школа политического, нравственного, правового и физического воспитания молодежи. Да, были успехи. Но командиры и начальники находились под прессом партийных требований. Подчас в угоду этим требованиям вставали на путь укрывательства преступлений. Хотя приказы покончить с сокрытиями издавались систематически.

Кроме того, в мирное время отслеживать реальное состояние армии очень непросто. Нужна большая контролирующая и аналитическая работа. Поэтому со временем одним из главных показателей состояния Вооруженных Сил становится количество зарегистрированных преступлений и иных правонарушений. Их легко подсчитать, сопоставить, ранжировать.

Криминальная статистика со временем стала для начальства простым и удобным критерием оценки командиров. Сложилась порочная система, которая позволяла без анализа реальной обстановки принимать решения: наказывать и поощрять, снимать с должностей и продвигать по службе, создавая видимость управленческой деятельности.

Фетишизация уголовного учета создала, помимо прочих негативных последствий, базу для формирования далеко не лучших командирских и человеческих качеств. Система оценок принуждала командиров заставлять подчиненных скрывать преступления. Если сделать это не удавалось, наказывали их за сокрытие. Перед начальством была та же дилемма: доложить наверх - можно получить взыскание, скрыть - тоже грозит наказание.

Порочной системе, как считают специалисты в области уголовного права и криминологии, способствовали несовершенные правовые акты. Командиру давались огромные процессуальные права, позволявшие по собственному усмотрению квалифицировать противоправное действие подчиненного как дисциплинарный проступок или преступление. Вольный взгляд на преступность, порочные способы оценки должностных лиц и подогнанное к этому законодательство по существу разрушали правовые основы воинской дисциплины. Область права становилась сферой личностных интересов должностных лиц. Складывалась система очковтирательства с круговой порукой общегосударственного масштаба. Скрытые от учета и расследования преступления загоняли криминальные болезни в глубь воинских отношений.

Во второй половине 90-х годов нормативная база укрепления правопорядка была оптимизирована. Было сформулировано требование о всемерном поощрении руководителей, вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих соответствующие меры по наведению порядка в частях. За совершение преступлений военнослужащий должен нести личную ответственность, ее нельзя перекладывать на командиров, провоцируя их к укрывательству. Разумеется, командир может и должен отвечать за упущения по службе, которые способствовали совершенному преступлению. Но лишь тогда, когда и если будет доказана, а не декларирована (дескать, командир за все в ответе) его личная вина.

Мы максимально стремились уйти от примитивной статистики при анализе преступности. Во многих воинских коллективах, однако, приоритет по-прежнему был отдан количественной составляющей, а качественная характеристика преступности оставалась вне сферы внимания. Поэтому при разработке новой нормативной правовой базы правопорядка в 2001 - 2002 годах были максимально усилены положения, гарантирующие правовую защиту командиров и начальников, бескомпромиссно принимающих меры по утверждению законности.

Главным критерием оценки их деятельности стало обеспечение сохранения жизни и здоровья личного состава. При этом командир в полной мере отвечает за несвоевременное выявление предпосылок правонарушений. В 2003 году за попытку скрыть преступление военный суд осудил офицера, исполнявшего обязанности командира воинской части.

Реформирование Вооруженных Сил в 2001 - 2003 годах создало объективные условия для предотвращения происшествий и преступлений. Оптимизация организационной структуры улучшила укомплектованность армии офицерским составом и прапорщиками. Закон "О воинской обязанности и воинской службе" создал условия для квалифицированного отбора призывников. Значительно укреплена социально-психологическая структура, создана новая нормативная база поддержания и укрепления воинской дисциплины.

Постановление Министерства обороны в течение двух лет прошло проверку, жизнь подтвердила правильность заложенных в нем положений. Результатом преобразований стало дальнейшее сокращение преступности в армии. В 2002 - 2003 годах зафиксирован самый низкий коэффициент преступности за всю историю белорусских Вооруженных Сил.

Вместе с тем в ряде соединений и воинских частей потенциал для дальнейшего укрепления правопорядка далеко не использован. Для некоторых командиров и начальников позитивные показатели явились поводом для самоуспокоенности. Поддерживать дисциплину гораздо труднее, чем обеспечить разовое снижение правонарушений. Это кропотливая работа, и если она останавливается хотя бы ненадолго - закономерны сбои во всей отлаженной системе. Даже единичные факты нераспорядительности, благодушия и беспечности, равнодушия и безответственности могут привести к тяжелым последствиям, поэтому терпеть их нельзя.

Как и в прежние времена, большую часть правонарушений совершают военнослужащие срочной службы. Организационные меры достаточно ограниченны, а совершенствование методов воспитания пределов не знает. Поэтому в текущем году на базе 72-го гвардейского объединенного учебного центра подготовки прапорщиков и младших специалистов созданы учебные курсы идеологического актива - "Школа солдатского актива". По сути дела, создается еще один резерв командира - для патриотического воспитания и укрепления воинской дисциплины, сплочения воинских коллективов.

Продолжится, разумеется, совершенствование научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил. В частности, проведения психологических экспертиз правонарушений с целью оценки психологических причин и условий их совершения. Спланирован комплекс мер по повышению правовой культуры и дисциплинарно-психологической компетентности должностных лиц. Продолжаются научно-теоретические и прикладные криминологические и психологические исследования проблем воинской дисциплины. Важнейшими факторами, способствующими ее поддержанию, являются высокая нравственность и ответственность должностных лиц всех уровней, их высокая военная, управленческая, правовая, психолого-педагогическая культура. Именно это может обеспечить реальный контроль над преступностью военнослужащих, предотвращение происшествий в армии.

Леонид МАЛЬЦЕВ, генерал-полковник, министр обороны.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter