Соль земли

Республиканское издательское учреждение «Литература и искусство» издало альбом «Сялянская энцыклапедыя ў творах Мiкалая Тарасюка»

Республиканское издательское учреждение «Литература и искусство» издало альбом «Сялянская энцыклапедыя ў творах Мiкалая Тарасюка». Сразу хочется отметить удачную композицию издания, а также интеллигентный текст, содержательную фотопоэзию, богатство справочных материалов, запоминающийся дизайн и качественную редактуру.


Ольга Лобачевская, Георгий Лихтарович, Лариса Быцко, Владимир Шолк, Владимир Марук, Алесь Карлюкевич — все сделали для того, чтобы необычность альбома предопределялась прежде всего личностью и, разумеется, творчеством народного мастера резьбы по дереву Николая Тарасюка.


Книга сделана так, что с ее страниц до нас доходит голос этого особенного человека — сельского мыслителя, который уже довольно пожил и знает, что ложь боится правды, а правда лжи — нет...


Белорусский подвижник Николай Тарасюк всегда мечтал и мечтает об идиллии, в которой каждый (!) должен сам добывать себе хлеб физическим трудом и жить по Божьим законам; зло нужно преодолевать искренностью, и главное в жизни не деньги, а создаваемая красота.


Я не говорю, что Николай Тарасюк сознательный толстовец, однако же его взгляды близки к религиозно–этическому учению автора «Воскресения».


Идеи российского гения выросли на почве, имя которой — страдание; стихийно они овладевают той душой, которой предназначены судьбой не лавры, а тернии.


Терний же беловежский одиночка Николай Тарасюк познал много — отсюда и вошли в его творчество евангельские мотивы с доминирующим образом креста и мучений Иисуса Христа, отсюда также произросла и воспитывающая красота его воспоминаний, их глубокая трогательность и исповедальность.


Иногда устные рассказы Николая Тарасюка вырастают в настоящую художественную прозу, которая впечатляет пронзительной живостью...


Принято думать, что каждый мечтает о своем рае на земле.


Вообще же рай — понятие, можно сказать, детское, потому что даже и в зрелом возрасте рай представляется в детских образах, поэтому для его построения нужны игрушки.


Из дерева, соломы, а иногда цветной проволоки Николай Тарасюк создает историческую, социальную и вместе с тем поэтическую сказку, дает существование своему игрушечному миру.


Пластика его произведений напоминает об известном, поэтому заставляет горько вздыхать и ласково улыбаться, а также наводит на размышления: чтобы выдумывать что–то смешное, нужно самому хоть немного быть шутником, а чтобы дать образы трагические — нужно не только понимать вину времени или исторического деятеля, который наиболее воплощает эту вину, однако ж надо и не бояться своих мыслей, свободно высказывать их, а главное — не бояться, что тебя не поймут.


Лишенный такого страха, Николай Тарасюк символически восстанавливает утраченный крестьянский быт, детально показывает, какой он был — тяжкий деревенский труд, поэтизирует «мужицкую» философию и как художник доказывает нам, что работа на земле — Божья работа.


Тот, кто скажет, что художник идеализирует навсегда утраченный уклад западнобелорусской деревни, будет прав, потому что на сером полотне прошлого Николай Тарасюк иногда сознательно рисует красочные цветы поэзии.


Так же сознательно не дает умолкнуть и патриотической струне, о чем сам очень хорошо сказал: «Я не карыстаюся чужым iнструментам цi чужою модаю. Я толькi карыстаюся сваёю модаю...»


Он любит вспоминать; для него резьба — прежде всего бесконечное воспоминание; его игрушечные люди (так и хочется сказать: человечки!), ткацкие станки, хаты, кони, волы, аисты, ангелы, церковь, мельница и даже давняя простая мебель — это то, что не должно забыться.


Так вот, чтобы родное не забылось, чтобы навсегда осталось в нашей памяти, он и построил музей с характерным названием «Успамiны Бацькаўшчыны».


Создать музей — значит, ввести прошлое в будущее, значит, довериться той разумной поучительности, без которой невозможно спасти от окончательного упадка национальное пространство.


Согласно этой поучительности и мастерились, скажем, такие славные работы, как «Трапанне льну», «Матавiла», «Пралля», «Сноўнiца», «Верцюх», «Навiўка асновы на кросны», «Ткачыха»; в этих работах дается на диво подробная картина обработки льна.


Кстати, и сами названия произведений имеют поучительный, иногда даже публицистический характер — например, «Сорам — гандлююць жанчынамi!».


Иной раз они звучат, как народные поговорки: «Без ступ няма круп», «Жывы ў зямлю не палезеш», «Каму радасць, каму слёзы».


Бывает, что название развертывается в стихотворное звучание:


Пайшоў я зямлю араць.

Але конь не цягне.

Запусцiлi зямлю бур’янамi.

Чым я буду дзетак кармiць?!


В соседнем заглавии это звучание, словно в песенном припеве, усиливается:


...Божа мой, Божа,

Як запусцiлi зямлю бур’янамi!

Не плач, жонка,

Як–небудзь да смерцi дажывем!


Драматические ноты соседствуют с нотами сатирическими. Вот яркая сатира, направленная против чрезмерной пропаганды футбола: «Як памянялi зямлю–кармiцельку на мячыка. Лягчэй мячык катаць, чым зямлю араць».


А вот аллегорический этюд «Пакаранне самагоншчыка», который подсказывает обществу один из дедовских методов вразумления пьяницы.


Кстати, проблема пьянства очень беспокоит художника; во многих композициях он не просто высказал, а, можно сказать, выкричал свой антиалкогольный пафос...


«Сялянская энцыклапедыя...» — очень удачное, сущностное название книги; она сразу дает понять основное: смысл жизни Николай Тарасюк видит не в какой иной, а именно в крестьянской работе!


Энциклопедией крестьянской жизни была названа в свое время и поэма Якуба Коласа «Новая зямля», поэтому не случайно, что определенные работы героя этой монографии воспринимаются как своеобразные иллюстрации к гениальному произведению песняра.


Так кто он — Николай Тарасюк?


Только ли житель (кстати, последний!) пружанской деревни Стойла и только ли законный преемник философии «Новай зямлi»?


Он предсказатель собственного будущего, потому что о себе уверенно сказал: «Я буду памiраць, калi мне будзе 83–цi год...»


Веселый фаталист, резчик, музыкант, строитель музея — он из тех апостолов, о которых обычно говорят: «Соль земли».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter