Соль на нашей коже

Ситуацию, сложившуюся в кожевенной отрасли, иначе как абсурдной не назовешь. Очередным временем Ч для производителей станет 15 июля: именно с этой даты в стране перестанет действовать временный запрет на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота. Такая мера принимается ежегодно, и пока шкуры поступают на внутренний рынок, у кожевенников дела идут хорошо. Но как только действие ограничений заканчивается, предприятия через некоторое время вынужденно останавливаются: мясокомбинаты начинают массово вывозить сырье за границу. Дело даже не в более высокой прибыли, зачастую шкуры уходят вовсе за бесценок. Совещание по вопросам развития кожевенно-обувной отрасли Президент проводил в ноябре 2012 года. Но озвученные на нем проблемы своей актуальности не потеряли даже спустя полтора года. Александр Лукашенко четко определил: работа всех предприятий отрасли должна опираться на местные возобновляемые виды сырья. Сегодня доля импортной составляющей на многих обувных фабриках превышает 50 %. Неутешительные данные и по мебельной промышленности: несмотря на то, что внутри страны есть все возможности для выпуска качественной кожи для мебели, предпочтение отдается импортному продукту. Аналогичная задача была поставлена и перед обувщиками: уже через пару-тройку лет отрасль должна увеличить производство туфель, ботинок и сапог до 25 млн. пар ежегодно, и, разумеется, все это должно шиться не из импортной кожи. Но, похоже, при нынешних сложностях кожевенников обеспечить всех желающих своей продукцией они будут не в состоянии... На снимке: генеральный директор минского производственного кожевенного объединения Николай ЕРМАКОВ.

Ситуацию, сложившуюся в кожевенной отрасли, иначе как абсурдной не назовешь. Очередным временем Ч для производителей станет 15 июля: именно с этой даты в стране перестанет действовать временный запрет на вывоз необработанных шкур крупного рогатого скота. Такая мера принимается ежегодно, и пока шкуры поступают на внутренний рынок, у кожевенников дела идут хорошо. Но как только действие ограничений заканчивается, предприятия через некоторое время вынужденно останавливаются: мясокомбинаты начинают массово вывозить сырье за границу. Дело даже не в более высокой прибыли, зачастую шкуры уходят вовсе за бесценок.

Совещание по вопросам развития кожевенно-обувной отрасли Президент проводил в ноябре 2012 года. Но озвученные на нем проблемы своей актуальности не потеряли даже спустя полтора года. Александр Лукашенко четко определил: работа всех предприятий отрасли должна опираться на местные возобновляемые виды сырья. Сегодня доля импортной составляющей на многих обувных фабриках превышает 50 %. Неутешительные данные и по мебельной промышленности: несмотря на то, что внутри страны есть все возможности для выпуска качественной кожи для мебели, предпочтение отдается импортному продукту. Аналогичная задача была поставлена и перед обувщиками: уже через пару-тройку лет отрасль должна увеличить производство туфель, ботинок и сапог до 25 млн. пар ежегодно, и, разумеется, все это должно шиться не из импортной кожи. Но, похоже, при нынешних сложностях кожевенников обеспечить всех желающих своей продукцией они будут не в состоянии.

Вопрос нехватки сырья ежегодно встает перед кожевенной отраслью. Генеральный директор ОАО «Минское производственное кожевенное объединение» (п. Гатово) Николай Ермаков даже считает эту ситуацию критической:

— Государство в центре Европы в XXI веке не должно торговать шкурами так, как это происходило при Иване Грозном. Да, мясокомбинаты зарабатывают на их экспорте валюту. Но следует помнить: шкура занимает только 3—5 % объема живой массы животного, и для мясников это небольшой барыш. Пусть лучше мясокомбинаты экспортируют продукцию с высокой добавленной стоимостью, но шкуры должны поступать на наши кожевенные предприятия.

Претензии руководителя вполне обоснованные. Кожевенная отрасль давно страдает от вывоза сырья за границу. Даже в лучшие времена мощности заводов загружены лишь на 50—60 %.

Вместе с тем стоит признать: качество нашей выделки кож стало намного лучше. Если еще пару лет назад обувщики предъявляли претензии к кожевникам, то теперь нареканий практически нет. Оно и понятно: состояние заводов ранее просто не позволяло выпускать конкурентоспособную продукцию, некоторые производители и вовсе экспортировали только полуфабрикаты. Впоследствии из них на зарубежных заводах делали добротный и презентабельный материал, который возвращался назад в страну в виде готовой продукции. Само объединение в Гатово, построенное под ключ итальянцами в 1988 году, еще несколько лет назад было явным аутсайдером: изношенность оборудования составляла 90 %. Кроме того, выпускали здесь в основном полуфабрикат вет-блю с низкой добавленной стоимостью, который покупали заграничные производители. Не самая прибыльная экспортная позиция, да еще с учетом того, что вся «грязь» оставалась в стране. Сейчас ситуация меняется. Год назад предприятию были выделены кредитные ресурсы в объеме € 20 млн. и Br 40 млрд. для проведения модернизации. Теперь Николай Ермаков видит главную задачу в том, чтобы выпускать и продавать «финишные» кожи с высокой добавленной стоимостью.

— Все усилия, в том числе и финансовые вложения, сегодня направлены на отделочный участок. Осуществляя плавную модернизацию, мы учитываем все актуальные тенденции в мире кожаной моды и, опираясь на спрос, постепенно меняем оборудование, — говорит директор.

Кстати, в объединении в Гатово придумали способ, как можно побороться за сырье. Директор предпринял беспрецедентный шаг: предложил мясокомбинатам поставлять шкуры на свое предприятие с возможностью частично расплачиваться низкосортным (5—6-й сорт) полуфабрикатом вет-блю, который впоследствии могут экспортировать сами мясокомбинаты. Сейчас Николай Ермаков ожидает, какое решение примут поставщики сырья.

Еще одна причина, по которой «буксует» перспективное производство, — проблема по расчетам на внутреннем рынке.

— Общая дебиторская задолженность нашему ОАО в начале апреля составила Br 17,5 млрд., просроченная — Br 9,5 млрд. Обувные предприятия не работают с убытком, но и рассчитаться вовремя почему-то не могут, хотя мы предоставляем отсрочку платежей 30—60 дней. В результате чистая прибыль за 2013 год составила всего Br 28 млн. при рентабельности продаж 1,7 %. Думаю, хватит нам заниматься благотворительностью, завод тоже должен зарабатывать, — говорит Николай Ермаков.

Кстати, полтора года назад активно обсуждалась возможность создания в стране крупного кожевенно-обувного холдинга. Идея заключалась в том, чтобы прибыль от реализации обуви вкладывать в развитие действующих четырех заводов. В октябре прошлого года Президент подписал Указ № 467 «О мерах по развитию кожевенно-мехового производства и производства обуви», который предусматривает создание холдинга «Белорусская кожевенно-обувная компания «Марко». В него войдет ряд обувных производителей, а поставлять сырье будет организация, созданная на базе РПУП «Витебский меховой комбинат». Планируется, что к 2019 году на предприятиях объединения объемы производства обуви достигнут уровня не менее 5 млн. пар в год, рентабельность продаж по итогам 2018 года должна составить не менее 12 %.

По мнению Николая Ермакова, было бы логичным и создание чисто кожевенного холдинга. Например, зольно-дубильный цех в ОАО «МПКО» после модернизации сможет перерабатывать более 2 тыс. тонн сырья. В Гатово могли бы все «мокрые» процессы первого передела проводить у себя и поставлять полуфабрикат на дальнейшую доработку остальным трем предприятиям отрасли. Мощности объединения позволяли бы перерабатывать и покупное сырье. Это могло бы уменьшить издержки и за счет узкой специализации улучшить качество выпускаемых кожевенных товаров. 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter