Сокровища Хозяйки Замковой горы

В Витебске отворили двери столько выставок, что все их даже я со своими длинными ногами не смог обойти...

В Витебске отворили двери столько выставок, что все их даже я со своими длинными ногами не смог обойти. Потому что нельзя бегать по музеям. У каждой картины нужно задержаться хотя бы на несколько минут. А уж если на глаза попадается шедевр именитого мастера — то у смотрительницы в зале впору просить стульчик и ходить смотреть экспозицию частями — изо дня в день. Так мне пришлось «прописаться» в художественном музее, расположенном на берегу речушки Витьбы.


Это здание на улице Ленина стало для меня открытием. Хотя его в принципе невозможно не заметить. Классической архитектуры. С высокими окнами. Не дом — дворец. Пол галереи выложен красивейшей плиткой, на входе значится имя изготовителя: «Заводъ Маривиль въ Радомъ». Радом ныне в Польше, а по надписи можно судить, что выполнена она еще во времена Российской империи. То есть по полу ходили и царские чиновники, и Марк Шагал с Казимиром Малевичем! Дом не раз менял хозяев: сначала окружной суд, потом Дворец труда, обком КПБ. Музеем стал в 1992 году.


Чугунной лестнице, ведущей на этажи, — тоже более века. Директор кунсткамеры Ольга Акуневич поведала, что лестницу в советские годы несколько раз красили, да так старательно, что с нее потом 2 года подряд снимали лак — вручную, так как никакие химикаты не могли справиться с наслоениями минувшей эпохи.


В музей я пришел посмотреть выставку народных костюмов Латгалии. Удивительны наряды жителей пограничного с Беларусью региона Латвии: почти как наши, но с холодным балтийским оттенком. А вот пояса — точь–в–точь, как на Витебщине, Могилевщине, Смоленщине. Разделяют народы границы, а искусство объединяет!


Очередная экспозиция приоткроет тайну того места, где стоит музей. До конца XIX века тут возвышалась Замковая гора. К ней, по легенде, водами Двины и Витьбы приплыла княгиня Ольга и основала город — Витьбеск, как он именовался изначально. Потом здесь соорудил каменную крепость князь Ольгерд. Кстати, его цитадель была чуть ли не самой большой в Белоруссии. Ее пределы доходили до нынешнего Летнего амфитеатра, где раскопали фундаменты каменной башни и воздвигли ее копию — так называемый Духовской круглик (в подземелье раскрыты фрагменты зданий Витебска XIV века).


В круглик вы всегда успеете. Вернемся в художественный музей. Представьте, что вокруг него бродит Хозяйка Замковой горы. По народному поверью, она взлетает над городом в белых одеждах перед великими войнами. В последний раз ее видели давно — в 1812–м, накануне вторжения Наполеона.


Впрочем, и это все — не самое главное откровение, которое посетит в галерее. Ну где еще, кроме минских сокровищниц, можно найти в одном месте такие редкости, как гобелен «Встреча Яна Собеского с королем Леопольдом под Веной» конца XVIII века, уречское и налибокское стекло, слуцкие пояса, портреты магнатов Великого княжества Литовского (такие вещи теперь для Несвижского замка закупаются у частных коллекционеров за валюту), оригиналы Хруцкого, Пэна, Бялыницкого–Бирули, Кустодиева, Коровина, Васнецова, Верещагина, Левитана, Крамского, Куинджи, Шишкина, Репина?


На днях открылась выставка более чем десятка цветных акварелей Юзефа Пешки, изобразившего Витебск в конце XVIII — начала XIX века. От былой красоты города сегодня немногое осталось. Лишь восстановленные недавно Успенский и Воскресенский соборы да Ратуша угадываются на рисунках художника. Тем не менее мне довелось подслушать любопытное сравнение Витебска... с Прагой. Интересно, можно ли «по Пешке» восстановить все городские достопримечательности? А Ольга Акуневич с коллегами совершила подвиг: ей удалось договориться со Львовской научной библиотекой имени Стефаника о передаче по интернету копий работ Пешки. И вот они перед нами. Остается сожалеть, что музей не издал акварели отдельным альбомом. Такой сувенир стал бы самым шикарным подарком туристу.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter