О героизме белорусского народа — в письмах наших читателей

Сокровенные реликвии

В рукописных строках — боль, горечь, стремление рассказать о подвигах родных. Люди, на чью долю выпали страшные испытания, верят, что историческую память удастся сберечь. Бережно хранят воспоминания, письма, личные вещи дедушек и бабушек, передают их как самые ценные реликвии молодому поколению.


Трудное детство

Маргарита Акулич из Бобруйска в своем письме в редакцию рассказывает о том, как ее семье чудом удалось избежать концлагеря. Когда отец ушел помогать партизанам, мама, понимая, что в любой момент к ним в деревню могут нагрянуть немцы, решила вместе с детьми тоже податься в лес.

«Вокруг нашей небольшой деревни в Октябрьском районе Гомельской области все горело, — пишет читательница. — Фашисты с самого начала разбрасывали листовки с призывами встречать их хлебом-солью. Но папа в их «доброжелательный» тон не верил. Позже враг показал свое уродливое лицо «во всей красе». Мы видели, как оккупанты ни за что убивали наших людей. Стреляли в них, как охотники стреляют в зай­цев или куропаток. Убили и нашу сестру Тамару».

Маргарита Петровна хорошо помнит глаза отца в тот день, когда он уходил в партизанский отряд: «Он не мог сидеть сложа руки. И нас одних оставить боялся. Однажды немцы нас схватили, чтобы угнать на работы в Германию. Сначала привезли в лагерь-распределитель, посадили за колючую проволоку. Но нам чудом удалось оттуда бежать. Когда вернулись в родную деревню, увидели, что многие дома сожжены. Поселились в одном из погребов сельской хаты…»

Читательница также вспоминает время, когда односельчане после Победы начали возвращаться с фронта. Взрослые мужчины, закаленные, видевшие на войне смерть на каждом шагу, рыдали, увидев на месте своих домов пепелища.

«Вернулся наш сосед домой. И у него не осталось никого в живых — ни жены, ни детей, — пишет бобруйчанка. — Дом его чудом уцелел. Кто-то ему подсказал, что недалеко в подвале живем мы. Тогда он пришел к нам и предложил жить в его хате. Мама, помню, жалела его, говорила: «Бедный-бедный». А мужчина смотрел на меня — и слезы катились по его щекам. Он вспоминал свою дочь, погибшую от рук фашистов. Этот дом стал прибежищем не только для нас — в нем поселилась еще одна женщина с двумя детьми, позже еще одна с тремя малышами. Так и жили мы одной большой семьей».

Солнце погасло навсегда

Виктор Кудлачев из Гродно рассказал свою историю, которую вписала в его жизнь Великая Отечественная война. В мае 1945 года он потерял зрение от взрыва фашистской мины в родной деревне Сластены Дрибинского района.

В один из теплых дней деревенские мальчишки отправились на речку. Шли, болтали, смеялись, толкались. Вдруг раздался страшный грохот — рядом с тропинкой взорвалась вражеская мина. Осколки задели почти каждого из ребят. Виктору они попали в глаза…

«Падая на землю, я закричал: «Меня убило!» «Нет, нет! Тебя только ранило!» — сказал кто-то надо мной, — делится  Виктор Кудлачев. — «А почему так темно? Ничего не видно!» От сильной боли ответа я не услышал. Тогда еще не знал, что солнце погасло для меня навсегда».

Виктор Кудлачев сообщил, что, несмотря на травму, он смог освоить профессию и найти дорогу в жизни. Окончил школу-интернат для слепых и слабовидящих детей, получил музыкальное образование и более 50 лет проработал учителем музыки.

«Воспоминания о войне живут во мне все эти годы, — признается читатель. — Я посвятил этой теме книгу «Война глазами ребенка». И сегодня полностью солидарен с мнением, что нужно больше внимания уделять вопросам патриотического воспитания молодежи, приобщать к прекрасному, учить ценить созданное предыдущими поколениями».
Свидетели военного лихолетья уверены: героизм отцов и дедов накладывает огромную ответственность на тех, кто живет сегодня, и мы обязаны достойно продолжать их дело, быть патриотами своей страны.

Прощения нет

Сергей Семенов из Минска рассказал о том следе, который оставила Великая Отечественная война в его семье: «Воевали мои дед и бабушка Михаил и Анна Нечаевы, брат моей бабушки Иван Иосифович. Их уже нет в живых, но есть дети и внуки, которые чтут память и не хотят, чтобы она была кем-то искажена».

Читатель убежден, что на военные преступления и преступления против человечности срока давности нет: «О бесчинствах коллаборантов нельзя забывать, тем более пытаться их как-то оправдать, фальсифицируя исторические факты».

…У каждой белорусской семьи свой рассказ о пережитом на крутых виражах истории. В рассказах, сплетающихся в одну летопись, есть место для горечи и печали, радости и гордости. Поделитесь ими на страницах «Народной газеты». 

kuzmich@sb.by

Фото БЕЛТА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter