Обратная связь: читатели делятся сокровенными историями о своих семьях и родном крае

Сокровенные реликвии

Получая ваши письма, дорогие читатели, каждый раз ловлю себя на мысли, что сплетаю бусинки в одно длинное ожерелье. Написанные на бумаге убористым почерком, бережно сложенные пополам, присланные по старинке в обычном почтовом конверте, они передают частичку теплоты, с которой вы рассказываете о своем прошлом, рисуете словом портреты родителей, дедушек, бабушек, которые и сказки на ночь рассказывали, и блины печь учили. Значительную часть весточек получаем по электронной почте. Будем перечитывать сокровенные истории вместе. 

Папино письмо и васильки

Анастасии Наместни­ковой из Жлобина было всего два с половиной года, когда началась война. Отец ушел на фронт и не вернулся. Каким он был человеком? Обо всем этом она могла лишь догадываться, вглядываясь в его черты на единственной небольшой фотографии. После войны семья сделала копию довоенного снимка. «Большой папин портрет и сегодня висит на стене в родительском доме, — делится Анастасия Денисовна. — Помню, как отец прислал с фронта письмо-треугольник. На нем были нарисованы васильки. Мама, когда писала ответное письмо, вкладывала в него не полностью высушенный табак. Говорила: папа откроет лист, закурит и ему хоть на минуточку станет легче».

Анастасия Денисовна вспоминает день, когда получили извещение о гибели отца. В похоронке сообщалось, что он погиб 11 июля 1944 года, был пулеметчиком, похоронен в братской могиле в Калининской (ныне Псковской) области. С той минуты маленькая Настя перестала ощущать себя ребенком.

«Как мы выживали — это был ужас, — пишет читательница. — Приходилось голодать. Но мы смогли выстоять, выучились и выбились в люди. Когда подросла, мечтала побывать на могиле отца. И мне это удалось. Оказалось, при поисковых работах были найдены останки и медаль «За отвагу». По номеру на ней установили, что награда принадлежала именно моему отцу — Денису Коломийцу… Отцовское письмо в васильках, присланное с фронта, медаль и фото с братской могилы, где папа захоронен с 79 неизвестными солдатами в деревне Криухе Псковской области, — все, что осталось от него и напоминает о нем».

«Кто погиб за Днепр — будет жить века…»

Ветеран педагогического труда из Витебска Валентина Пчелко рассказывает о своем детстве, которое прошло на берегу Днепра. «Наш русский Иордан, наш батюшка, — так говорит читательница о могучей реке. — Может быть, те, кто вырос у его заливных лугов, именно поэтому и стали людьми крепкими физически и сильными духовно». 

Валентина Пчелко, Зинаида Козлова, Яна Сокол на своей малой родине в деревне Александрии Шкловского района.

С болью и горечью Валентина Пчелко вспоминает военные годы. Когда началась Великая Отечественная, ей было 11 лет. 

«Наш берег вздыбился траншеями, дзотами, — пишет Валентина Георгиевна. — Там насмерть стояли наши солдаты. Некоторые из них навечно побратались с белорусской землей. Вот потому, когда я приезжаю на свою малую родину, в Копысь, всегда с букетом луговых цветов прихожу на высокий берег Днепра, чтобы возложить их на заросшие травой траншеи. На моей земле эти траншеи, как рубцы на сердце. 

Под палящим летним солнцем 1941-го плечом к плечу стояли там русский и украинец, казах и узбек… Мы, дети, приносили им баклаги с ключевой водой из родника. Это они закрыли своим сердцем Родину от фашистской чумы. Все это было как будто очень просто: шаг ступил вперед и закрыл собой все, что крепко любил. Какое же великое сердце было у солдат, если оно закрыло собой Отчизну-мать, сберегло ее от беды. 

Помнится один из боев в Копыси. Это было в воскресенье. Ближе к вечеру загрохотали орудия и пулеметы. Пламя объяло нашу улицу. На поле мы увидели полыхающие немецкие танки, услышали стоны горящих и раненых немецких солдат. А потом жуткая картина: на месте домов — пепелище. 

Ожесточенный бой произошел в районе Копыси  и Александрии. Многие сотни отважных красноармейцев и командиров пали смертью храбрых на восточном берегу Днепра между Копысью  и Шкловом. Помню, как шла большаком наша пехота, ехали танки. Славные воины подарили нам счастье жить в свободной стране, учиться, творить, любить, радоваться жизни. Об этом я буду помнить всегда. Солдатам Великой Отечественной мы обязаны всем. Святое великое слово — защитник Отечества. Низкий им поклон и вечная память павшим героям». 

Валентина Георгиевна делится чувством гордости за страну: «Беларусь в наше время стала процветающей, и мы должны этим гордиться! Все завоевания нашего народа мы передаем в надежные руки прекрасной молодежи. И как замечательно, что в этот год мы живем под девизом народного единства!» 

Пахнет сеном над лугами

О нравственности рассуждает Николай Балыш из Ошмян. Он убежден, что истоки духовности должны исходить из семьи. Значительное влияние оказывает общество. Но самое важное средство в воспитании — это труд, считает он:

— Хорошо помнятся те дни, когда рано утром мы шли с отцом на покос травы. Он учил меня мастерству косца, а я впитывал его уроки как губка. Из детства мне особенно запомнились наши субботние вечера. Отец приезжал с поля, привозил с собой запах скошенной травы, клевера. Пока папа распрягал Рыжуху, я стоял возле нее и отгонял оводов. Потом относил в ясли душистое разнотравье и отводил лошадь в стойло. Затем мы шли в баню. После одевались в чистое белье, отец в льняной рубахе садил меня рядышком и начинал петь. Пел он задушевно. Вот сейчас задаюсь вопросом, а какие песни оставят нынешние молодые родители своим детям, смогут ли передать тот настрой души, который получили мы?

Фото  pixabay.com

В первом классе мне не хотелось учиться. Мама меня не ругала, не заставляла, а спокойно сказала: «Не будешь учиться, сможешь только коров пасти». Перспектива быть неучем в деревне и всю жизнь крутить коровам хвосты меня не устраивала. Я взялся за учебу. И отец стал помогать мне. По вечерам он зажигал керосиновую лампу, старательно выводил со мной в тетради цифры и буквы. Его усилия не пропали даром.

Знаменательным событием в нашей семье были религиозные праздники. Бабушка готовила небогатое по послевоенным временам угощение: пироги с морковью и картошкой, кое-что из мясных продуктов. Но особенно радовал душистый чай на травах.

Не могу забыть и первые уроки милосердия. Помню, как однажды на базаре в Сморгони мама подвела меня к солдату без ног, вложила в мою ладонь монетку и сказала: «Подойди к нему, сынок, и подай». Солдат поблагодарил, и я почувствовал, как перестал его бояться, а радовался, что хоть чем-то помог нуждающемуся.
Дорогие друзья! Мы уверены, что многие, прочитав эти строки, вспомнят эпизоды, схожие с их детством. Ведь именно с семейных традиций начинается любая нравственность. Сохранить семейные ценности — наша общая задача сегодня.

Не забывайте и о приятных сообщениях. Пишите в такие рубрики нашего «Форума», как «Говорим огромное спасибо…», «Разделите с нами радость…». Давайте вместе вести не только «Книгу жалоб», но и «Дневник наших радостей».

Ждем ваших писем по адресу: г. Минск, ул. Б. Хмельницкого, 10а с пометкой «Форум», а также на почтовый ящик pisma@sb.by.
kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter