Гендиректор Белагросервиса Николай Лисай назвал шесть направлений реформы отрасли

Сократить долги можно. Если их не накапливать

Во время августовской рабочей поездки в Малоритский район Президент поручил восстановить систему райагросервисов во всех районах: сохранить  созданную годами инфраструктуру и расширять сферу услуг. Тем более что такие обслуживающие организации ориентированы не только на сельхозпредприятия, но и на район в целом, включая фермеров и отдельных граждан. Как выполняется это поручение на местах? Насколько райагросервисы используют свои возможности? Почему им понадобилось второе дыхание? Эти вопросы вчера обсуждались на республиканском семинаре-совещании в Слониме, где присутствовал обозреватель «СГ». 

О том, какой вектор возврата предложил райагросервисам семинар, мы расскажем в следующем номере. А сегодня на вопросы «СГ» отвечает генеральный директор РО «Белагросервис» Николай ЛИСАЙ: 

— Наша система готова полностью выполнять возложенные на нее задачи. Основным документом в работе по-прежнему остается Указ Главы государства № 40 о совершенствовании управления организациями агропромышленного комплекса. У нас обширное представительство по республике, достаточно сил и средств для технического и сервисного обслуживания оборудования, изготовления запчастей, сельхозтехники, оказания транспортных услуг, обеспечения хозяйств минеральными удобрениями. Мы готовы оказать любую помощь хозяйствам. Но, к сожалению, не все они своевременно рассчитываются. 

— Николай Константинович, сокращение, если не полная ликвидация,  долгов — одна из сложнейших задач. Она вообще решаема? 

— Для начала нужно хотя бы долги  не накапливать. Они и так измеряются огромнейшими суммами. Так, на начало сентября дебиторская задолженность организациям системы агросервиса составляла 2,47 миллиарда рублей и по сравнению с началом года увеличилась на 1,4 миллиона. В общей сумме задолженности на просроченную приходится немногим более 40 процентов, или примерно один миллиард рублей. Огромные долги мехотрядам,  ремонтным мастерским, за переданную в лизинг технику, ГСМ, услуги автотранспорта. Но больше нам должны  за поставки минеральных удобрений и средств защиты растений — свыше 718 миллионов рублей. 

Если хозяйства своевременно начнут возвращать долги, то ситуация улучшится. Мы сможем  оказывать больше услуг, в том числе для фермеров и населения, на что обращал внимание Президент. А пока дебиторская задолженность превышает общую кредиторскую в 2,5 раза. То есть заработано денег гораздо больше, чем должны мы. 

— В Указе Президента о совершенствовании управления организациями агропромышленного комплекса нет и намека на присоединение хозяйств к предприятиям сервисного обслуживания. Но на местах постепенно начали передавать им производителей молока, мяса, зерна и прочего. По-моему, это не лучший вариант. После такого брачного союза с райагросервисов в первую очередь стали спрашивать за производство сельхозпродукции, а потом за все остальное. Насколько они способны выполнять теперь свои функциональные обязанности?

— Указом предполагалось сосредоточить сервисные услуги для АПК в одной организации. Но поскольку все райагросервисы и практически все сельхозпредприятия в коммунальной собственности, то в соответствии с Законом о местном самоуправлении решения о присоединении принимались на местах. Так с 69 райагросервисами породнили 143 сельхозпредприятия. Больше всего — на Витебщине. У некоторых сервисов там осталось только название, на производство сельхозпродукции приходится основная часть выручки. Им не до основной работы. Рассматривается вопрос о ликвидации Городокского райагросервиса. Сдал свои позиции Верхнедвинский, когда-то один из лучших в регионе.

В Гродненской области не стали этого делать. В свое время там провели эксперимент: присоединили к одному из райагросервисов хозяйство. Насколько знаю, не по инициативе области. Закончился он неудачно. Этого оказалось достаточно, сервисы занимаются тем, чем обязаны заниматься. Причем неплохо. Минойтовский ремонтный завод, например, в России имеет несколько сборочных производств, поставлял свои изделия в одну из прибалтийских республик.

Да, присоединение хозяйств преследовало благие цели: улучшить их финансовое состояние. Насколько реализована задумка, судить не берусь. Скажу только, что сервисы, которые взяли их на буксир, сократили объемы производства, перестали наращивать количество услуг. Поэтому Президент дал четкое указание восстановить их жизнедеятельность. 

— Какие меры принимаются для этого на местах? Что предлагают руководители рай- и облагросервисов, областные комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию?

— Прежде чем определиться, как реализовать поставленную задачу, во всех областях посоветовались с непосредственными исполнителями. Предложений немало. Все их можно разделить на шесть направлений. 

Первое — оптимизация территорий. У некоторых с советских времен не используется  их 30—50 процентов, а земельный налог никто не отменял. Такие райагросервисы и так не могут ничего купить, а налог загоняет их в более сложную ситуацию. Как использовать освободившиеся территории — решать райисполкомам. 

Второе — оптимизация численности работников. На начало сентября в райагросервисах работали 27,5 тысячи человек. Их количество по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократилось на 3,1 тысячи. Но и они полностью не загружены. Часть производственных операций можно совместить. А значит, и сократить затраты. 

Третье — повышение  отдачи производственных мощностей. В некоторых помещениях площадью 400—500 квадратных метров работают три-четыре человека. Затраты на освещение, отопление мастерской, текущий и капитальный ремонт огромные. Такие здания можно законсервировать или сдать в аренду. В крайнем случае, продать, если больше не понадобятся, а если ветхие — снести.

Четвертое. Необходимо провести инвентаризацию оборудования, повысить его эффективность. Как сделал это, например, «Гомельагрокомплект». Одновременно с традиционными доильными установками там начали выпускать почвообрабатывающее оборудование. 

На некоторых сервисных предприятиях нужно провести модернизацию оборудования. В этом плане помощь готов оказать Минпром. Мы просили по остаточной стоимости реализовать или безвозмездно передать с его заводов некоторые виды оборудования. Принципиальное согласие получено. Но прежде каждый должен решить, что брать, зачем и будет ли оно давать отдачу. Это пятое направление. 

И последнее — наведение порядка на территории и базах минеральных удобрений. 

— Некоторые предприятия находятся в сложной ситуации. Может быть, провести их оптимизацию, оставив кое-где по одному на два района.

— В поручении Главы государства сказано: иметь их в каждом районе. Понятно, никогда Сенненский или Городокский сервис не поднимется до уровня Вороновской или Лидской сельхозтехник. Но везде должен быть свой, хотя бы небольшой участок для оказания минимального количества услуг. Никто никому не запрещает отремонтировать в другой области кормораздатчик, разбрасыватель минеральных удобрений, другие виды техники, оказывать услуги населению и фермерам. 

Все райагросервисы в коммунальной собственности. Поэтому за выполнение поручения Президента в первую очередь ответственность несут рай- и облисполкомы. А Белагросервис  выступает лишь координатором технической политики, дает консультации. Прямого влияния на райагросервисы у нас нет. Но от наших предложений и просьб никто не отказывался. 

Фото автора 
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter