Сокращения не самоцель, а руководство к действиям

Указ Президента № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» вызвал большой общественный резонанс...

Указ Президента № 168 «О некоторых мерах по оптимизации системы государственных органов и иных государственных организаций, а также численности их работников» вызвал большой общественный резонанс. Речь в документе идет не о простом сокращении количества работников государственных органов и организаций в среднем на 25 процентов — хотя именно этот факт вызвал наибольшее количество комментариев и отзывов простых людей. Сокращение аппарата — это лишь ступенька, необходимое условие к выполнению второй, гораздо более важной задачи. Если говорить просто и конкретно, то речь идет об улучшении работы госаппарата, который должен быть адекватен задачам, стоящим сегодня перед обществом и государством.


...Улучшение работы госслужащих, установление равновесия бюрократического класса и общества в целом — вечная проблема. Не случайно среди всех стран и народов столь популярны так называемые законы Паркинсона, помните его знаменитые афоризмы «чиновники создают друг другу работу» и «чиновник стремится множить подчиненных, а не соперников»?..


Паркинсон основывал свои рассуждения на обширном опыте работы британских государственных учреждений середины прошлого века, но они применимы к любой стране и любому отрезку исторического времени. Так же, как верно и другое: в любой стране, на каждом новом историческом этапе происходят реформы управления.


Политическая воля — если она присутствует в государстве — всегда сильнее законов Паркинсона, утверждающих, что количество бюрократии растет независимо от объема работы... Потому что государство в отличие от бюрократии выступает от имени всего общества, решая задачу повышения благосостояния людей. Если говорить о нашей стране, то в данный конкретный момент белорусское государство выступает агентом модернизации, подчиняя этой цели и усилия государственного аппарата. Такую мысль высказал в беседе со мной доцент кафедры теории и практики государственного управления Академии управления при Президенте Виктор Герменчук.


Виктор Васильевич обращает внимание на взаимосвязь оптимизации системы государственных органов и решения проблем модернизации в нашей стране. Аппарат должен задавать тон в этом деле, показывать подходы к решению сложных задач. Организационный ресурс — это такой же важный ресурс страны, как производственный, финансовый, технический... Вот почему в указе Президента говорится о перераспределении функций госорганов, которое, по мнению Виктора Васильевича, должно привести к наиболее полному использованию управленческого ресурса. Если это МИД, то он должен не просто абстрактно представлять интересы нашей страны за рубежом, но вполне конкретно координировать развитие товаропроводящей сети, а также выставочной и ярмарочной деятельности за рубежом, таможенно–тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли, деятельности по взаимодействию с ВТО...


Поставлены более комплексные, стратегические задачи и перед министерствами экономики, торговли. Цель, по мнению моего собеседника, именно в том, чтобы не сокращать функции, а повысить эффективность управления.


Обобщая, г-н Игорь Ганчеренок обратил внимание на фундаментальные предпосылки к появлению указа Президента:


— Современная наука госуправления предполагает поиск наиболее эффективных путей оптимизации системы государственных органов. При этом уменьшение числа госслужащих здесь играет далеко не главную роль, хотя указ Президента и предписывает сокращение чиновников на 25 процентов. Не потому, что это лишние люди. А потому, что требуются работники с новыми компетенциями, необходимыми для внедрения новых управленческих технологий. К сожалению, иногда срабатывают инерция, страх перед переменами. Поэтому и нужен указ, чтобы придать толчок, стимул назревшим переменам. У себя в академии мы много говорим об этом, в том числе отрабатывая новые технологии не только в теории, но и на различных тренингах. А теперь наши выпускники будут на практике внедрять полученные знания, как того и требует указ Президента.


По мнению Игоря Ганчеренка, именно Академия управления есть и будет площадкой для развития практического опыта и получения новых знаний.


Это очень важный момент, учитывая, что государство все активнее действует на международной арене, доказывая свою конкурентоспособность. Есть очень много определений конкурентоспособности, и прежде всего это означает рациональное использование финансовых, технических и человеческих ресурсов. При этом человеческий ресурс не только у нас в стране, но и во всем мире сегодня ставят на первое место. Капитализация креативного, творческого начала в человеке — вот залог успешности в современном мире.


Поэтому, по мнению моих собеседников из Академии управления, указ подталкивает именно к этому: через более эффективный, «заточенный» на выполнение современных задач аппарат реформировать экономику и общество. А в конечном итоге он направлен на рост благосостояния и улучшение жизни людей.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Провинциал
Сокращать чиновников – это всё равно, что гонять ворон. Не нужно за них переживать, они себя найдут. Спугнешь их с одного дерева, они сядут в полном составе на другое. Они попросту пересядут на другие места и смогут себя прокормить. Точно так же было после распада СССР с бывшими партийными номенклатурщиками, которых сначала отстранили от должности, а сейчас они снова в строю.
mihas
госпожа романова, вы с кем беседовали -- с герменчуком или ганчеренком, который выскочил в середине текста? 
Сидоров
На мой взгляд, Главой государства принято совершенно правильное решение, направленное на совершенствование деятельности органов государственного управления.<br />
Крайне важно, чтобы оптимизация коснулась не только ведущих и главных специалистов, но и начальников, многочисленных заместителей начальников управлений, заведующих отделами и их заместителей, руководителей искусственных секторов.
Apostasia-no
Указы указами, они ясное дело нужны для указания направления работы управленческого аппарата, для правового обоснования определённых действий властных структур. Но в политике не задействован сам народ. Надо бы построить отношения в государстве так, чтобы сам народ регулировал и контролировал действия органов управления, которые всегда идут с грифом заботы об горячо любимом народе. Вот чудо, чиновников как не сокращай в любые времена и эпохи, они все равно станут чиновниками только в других структурах, ведь они только и умеют, что руководить и ничего другого. <br />
У вышестоящих структур нет желания демократизировать свою работу, т.е. делиться властью с народом ( хотя этот самый народ и даёт им право на власть). Для того, чтобы честно руководить, нужно быть слугой народа. А понятия слуга и господин, понятно - прямо диаметральны.<br />
Чтобы запустить эффективную работу управленческих структур необходимы преобразования и когорта людей, объединённых идеалами честности, бескорыстности, любви к Родине.<br />
А этого на данный момент, как я понимаю нет. Необходимы преобразования в воспитании, в национальной идеологии.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?