Нет тебе веры, Джо
В роли застрельщиков пока выступают Польша и Франция. Управляемая безумной парочкой Дуды-Моравецкого наша западная соседка уже продавила поставки киевскому режиму танков, при этом пожертвовав лишь 14 Leopard и несколькими десятками безнадежно устаревших PT-91 Twardy, которые в ближайшее время все равно будут заменены на современные южнокорейские машины. Теперь же Варшава готова передать некоторое количество своих F-16C.Как вы догадались, ушлые западные соседи Беларуси ничего не делают без прицела на будущее — уже скоро в ряды польских ВВС станут поступать F-35 Lightning II.
А вот заявление Макрона вызвало некоторое удивление. Ранее президент Франции предпочитал следовать в фарватере США и Британии, но с началом нового года стал проявлять все больше активности. Сперва первым завел речь о колесных танках, дав почву полякам развернуть дискуссию о передаче ОБТ, а теперь Париж рассматривает возможность обучения украинских пилотов в ответ на запрос Киева. Правда, пока есть несколько но: поставки не должны нарушить боеспособность французской армии, быть полезными украинцам и не привести к эскалации.
Последний пункт вызывает лишь скептическую улыбку. Последовательная передача артиллерии, танков и самолетов вкупе с заявлениями о необходимости помочь Киеву отбить Крым — это ли не провокация эскалации?
Впрочем, из подобных заявлений следует одно: Украина, скорее всего, получит западные истребители уже в нынешнем году. Вопрос в том, что это будут за самолеты и смогут ли они противостоять российской технике в реальном бою.
Охота на охотников
Если самым сокровенным желанием желто-синих танкистов были Leopard-2, то немногочисленные уцелевшие пилоты ВВСУ жаждут оказаться за штурвалом легких истребителей F-16. Еще минувшей весной, когда шок от первых серьезных потерь прошел, Украина запустила акцию «Купи мені літак»: на трогательном видео бородатый летчик слезно просил у Запада истребитель, потому что украинские борта стали заканчиваться с пугающей скоростью.Командование ВСУ в интервью газете El Pais заявило, что хотело бы получить на первом этапе 24 истребителя. В основном речь идет об F-16, однако рассматриваются также варианты французского Rafale и шведского Gripen.
Почему же именно F-16? Во-первых, это один из самых простых и дешевых истребителей, состоящих на вооружении стран НАТО. Машина довольно проста в освоении: пилоту потребуется около полугода, чтобы научиться на ней летать. Во-вторых, истребитель отличается универсальностью и может работать как по воздушным, так и по наземным целям.
Естественно, для натовского самолета понадобится соответствующая инфраструктура, однако главный минус заключается в том, что F-16 не является истребителем завоевания господства в воздухе, как его коллега F-15 Eagle или оппоненты Су-30СМ и Су-35. Со слов же украинских «стратегов», пока выходит, что западные самолеты планируется применять именно для того, чтобы отобрать у российских машин превосходство в небе. А к чему приведет использование непрофильного самолета для таких сложных задач, догадаться нетрудно.
Красноречивый факт: за все время СВО летчики киевского режима не одержали ни одной воздушной победы, при этом потеряв, по официальным данным, 381 самолет.
За штурвалами — «дикие гуси»
Желание украинского воздушного командования добиться поставок именно F-16 имеет еще один смысл. За 40 лет с момента первого полета истребителя было произведено более 4600 машин, состоящих на вооружении 25 стран, что делает его самым распространенным самолетом в мире. Это дает возможность вербовать в ВВСУ пилотов-наемников, обладающих опытом полетов на данной машине во многих государствах.Многие от «соблазнительного» предложения сойтись в схватке с российскими асами откажутся, но набрать в массе летчиков некоторое количество сорвиголов удастся, что, опять же, приведет лишь к эскалации боевых действий и дальнейшему отодвиганию перспектив мира.
Исходя из того что кампания по подготовке общественного мнения на Западе к отправке в Украину боевых самолетов уже началась, следует ожидать, что вскоре НАТО перейдет к практическим шагам в этом направлении. Возможно, очередная встреча на авиабазе «Рамштайн» в середине февраля станет поводом для формирования коалиции, аналогичной «танковой». Оценивать перспективу поставки машин в Украину следует здраво: не заниматься шапкозакидательством, но и помнить, что вундерваффе, способное в одиночку переломить ход войны, — это всего лишь несбыточная мечта.
popov@sb.by