Сохраняем хорошее, создаем лучшее

Не так давно в связи с ужесточением требований санитарных норм практически всем мясоперерабатывающим предприятиям Беларуси пришлось по-новому открывать для себя российский рынок. В числе тех, кого коснулись нововведения, оказался и Калинковичский мясокомбинат. Но, как говорится, дорогу осилит идущий. Вот и настойчивые усилия калинковичских производителей дали результат: в апреле они получили разрешение поставлять свою продукцию в Россию. А спустя месяц аналогичное решение приняла и Украина. Теперь дело за поиском партнеров и установлением деловых связей с покупателями продукции в этих странах.

Ориентация на экспорт


Удобное географическое положение Гомельской области, имеющей общую границу с Россией и Украиной, определенным образом влияет на внешнеторговый баланс региона: многие предприятия стремятся закрепиться на сопредельных рынках. Сравнительно небольшие транспортные расходы положительно сказываются на формировании конечной цены товара и становятся важным конкурентным преимуществом.
Не удивительно, что руководство ОАО “Калинковичский мясокомбинат” видит в обширном российском рынке большой потенциал и обозначило его завоевание как один из стратегических приоритетов. Первым важным достижением на этом пути стало включение Россельхознадзором с 13 апреля 2009 года ОАО “Калинковичский мясокомбинат” в перечень белорусских предприятий, имеющих право поставок продукции животного происхождения в Российскую Федерацию.
За небольшой срок, прошедший с момента получения разрешения, в соседнюю страну уже отгружено более 500 тонн говядины на сумму 1,7 миллиона долларов. Начата также поставка готовой продукции — тушенки. Получив новый рынок сбыта, руководство предприятия прорабатывает вопрос организации производства тушенки в две смены, чтобы нарастить объемы этого вида продукции для продажи в Россию.
Но не только у россиян появилась возможность отведать белорусских деликатесов. С 13 мая 2009 года ветеринарная служба Украины тоже дала “зеленый свет” Калинковичскому мясокомбинату на поставку продукции — от колбас и тушенки до свинины и говядины — на украинский рынок.
— Многие предприятия нашей отрасли уже работают с Украиной, но лишь с отдельными областями. Мы же получили право экспорта на всю территорию Украины, — подчеркивает данный факт директор ОАО “Калинковичский мясокомбинат” Геннадий Курлович. — Скоро должны состояться встречи с потенциальными партнерами в Полтаве и Львове, есть предложения работать с Киевом. Не исключены поставки колбасы даже в южные регионы — Симферополь и Одессу.
Помимо России и Украины, по информации директора, прорабатывается вопрос сотрудничества с Молдовой, Казахстаном, странами Балтии.
Экспортная составляющая Калинковичского мясокомбината интересна тем, что в течение последних двух лет его продукция за рубеж практически не поставлялась — возможности производителя почти целиком соответствовали лишь потребностям внутреннего рынка. И заметной динамики, а тем более задела для дальнейшего роста такое положение вещей не давало. Поэтому с назначением нового директора были четко сформулированы ориентиры в развитии комбината.
— Это должно быть экспортно ориентированное производственное предприятие, — подчеркивает Геннадий Курлович. — Мы не имеем права зависеть от ограниченных возможностей внутреннего рынка, который в значительной мере уже насыщен и на котором существует достаточно устоявшееся разделение.


Местные приоритеты


Конечно, нельзя не согласиться с руководителем Калинковичского мясокомбината относительно того, что на белорусском рынке предприятия давно поделили рынок сбыта. Но, судя по рекламной активности многих игроков рынка, они не склонны довольствоваться сложившейся ситуацией, поэтому усиленно стремятся завоевать симпатии большего количества потребителей. Причем делают это, невзирая на расстояния и географические границы.
Острая конкурентная борьба заставляет калинковичских мясопереработчиков также быть в постоянном поиске, занимая активную позицию и на белорусском рынке. Для Калинковичского мясокомбината приоритетом на нем остается Гомельская область. По итогам пяти месяцев 2009 года доли продаж выглядят так: на Гомельщине реализовано 81,1 процента колбасных изделий, и только каждый пятый килограмм продан за пределами области, причем половина этого “экспорта” приходится на Минск и Минскую область (8,9 процента).
Руководство мясокомбината, разрабатывая стратегию дей-ствий на внутреннем рынке, поставило задачу к концу года, нарастив объемы производства, сохранить свой вес в Гомельской области и одновременно до 30 процентов увеличить продажи за ее пределы.


Чья колбаса вкуснее?


Защищая исконно свой рынок и конкурируя с поставщиками мясной продукции из других регионов, производитель стремится еще и сломать стереотипы потребителя. К примеру, если говорить о той же колбасной продукции, то не секрет, что нередко покупатель склоняется к привозной колбасе, с более “раскрученным” рекламой брэндом.
— В народе говорят, что на соседней лужайке и трава зеленее. Это, наверное, тот самый случай, — считает Геннадий Курлович. — Но вряд ли такое поведение покупателей можно объяснить привередливостью или чрезмерной пресыщенностью потребителя. Скорее это давняя тяга к импортному товару и некое пренебрежение продукцией своего производителя. И здесь, наверное, мало помогут убеждения в том, что, покупая “свое”, человек тем самым поддерживает местного производителя и вкладывает средства в виде налогов в благосостояние своего региона. Чтобы сломать стереотипы, изменить менталитет, наверное, нужны годы настойчивой работы.
На Калинковичском мясокомбинате готовы к этому —
у него есть что противопоставить конкурентам. Здесь создана четкая система работы с покупателем, приучающая его к качественному продукту именно местного производства.
— Мы привлекаем покупателя, во-первых, качеством, во-вторых, ценой. Что касается цены, то благодаря небольшим транспортным расходам наша продукция имеет неоспоримое преимущество. Согласитесь, колбаса, привезенная за 300—600 километров, будет стоить больше. Что же касается качества, то, с точки зрения покупа-
теля, здесь важна экологическая чистота продукта.  Это обеспечивается многоступенчатой системой контроля на нашем предприятии и тщательным подбором рецептур, — подчеркивает директор.
Как рассказала начальник производственно-технологического бюро Людмила Олексенко, на комбинате постоянно разрабатывают и внедряют в производство новые виды продукции. А это наиболее ярко свидетельствует о стремлении удовлетворить растущие запросы потребителя. Только в течение апреля—мая 2009 года ассортимент производимой продукции расширился почти на два десятка новых видов изделий.
Это является залогом того, что комбинат постоянно увеличивает продажи через сеть розничной торговли и общественного питания Гомельской области. В настоящее время поставки осуществляются более чем по 1000 адресов. При этом у самого производителя есть четыре фирменных магазина, столько же торговых точек на рынках и собственное кафе. В 2008 году предприятие организовало
45 дегустаций своей продукции в ряде городов Гомельской области и в Минске, не говоря уже о постоянных акциях в собственных торговых точках.


Совершенствуя производство, улучшаем качество


Чтобы строить амбициозные планы, предприятие должно иметь ясную концепцию развития. На Калинковичском мясокомбинате такая есть. При суточной мощности предприятия в 21 тонну колбасной продукции комбинат производит 19 тонн. Поэтому даже при имеющейся базе есть определенные резервы для роста. И в летний сезон они, по мнению руководства, будут целиком задействованы.
А вот далее возникает вопрос модернизации и развития производственных мощностей, совершенствования технологий. В этом направлении, как убедили нас на предприятии, ведется неустанная и кропотливая работа, цель которой — внедрение самого передового оборудования.
— В числе первоочередных мероприятий мы намерены провести реконструкцию убойного цеха, — рассказывает Геннадий Курлович. — Уже получили предложения о предоставлении инвестиций и поставке оборудования от одной из испанских
компаний. Но выбор партнера по данному проекту будет сделан на конкурсной основе, поскольку помимо испанцев с нами хотят работать еще четыре фирмы. Одновременно мы ищем кредитора для реализации проекта. Сейчас идут переговоры о сотрудничестве с немецким и испанским банками, прорабатываем вариант с “Приорбанком”.
Правда, при этом руководитель предприятия отмечает, что существующая процентная политика отечественных банков мало содействует развитию производства и не стимулирует желания воспользоваться заемными ресурсами. Кредиты в нынешних экономических условиях, по сути, становятся неподъемными для производителя.
К примеру, если за четыре месяца прошлого года Калинковичским мясокомбинатом за пользование кредитами было уплачено процентов в размере 373 миллиона рублей, то в текущем году — 900 миллионов (в 2,4 раза больше), в том числе за счет повышения процентной ставки по кредитам сумма уплаченных процентов увеличилась на 360 миллионов рублей.
— Решение проблемы снижения процентной ставки за пользование кредитами находится на государственном уровне, — уверен Геннадий Курлович. — Ясно, что при рентабельности реализованной продукции в считанные проценты нынешние 23 процента ставки — неподъемная ноша для комбината.
Но даже в таких условиях на предприятии изыскивают средства для проведения необходимых работ. По словам главного инженера Юрия Пашковского, сейчас на мясокомбинате реконструируется холодильник, идет реабилитация тепловых камер, установка новых систем кондиционирования воздуха, климатических камер для производства сыровяленой и сырокопченой продукции. Это обусловлено тем, что оборудование необходимо привести в соответствие с современными санитарными нормами. Кроме того, согласно требованиям Российской Федерации, в холодильнике осуществляется оптимизация технологических процессов.
На предприятии надеются, что выход на экспортные рынки и привлечение за счет этого дополнительных средств позволит более оперативно и эффективно решать вопросы модернизации, снизив необходимость привлечения инвестиций извне.
Модернизация производства направлена не только на увеличение объемов продукции, но и на улучшение ее качества. Имея сертификат соответствия, подтверждающий, что система менеджмента качества соответствует требованиям СТБ ИСО 9000-2001, сейчас на комбинате готовятся к следующему шагу — внедрению системы безопасности пищевых продуктов на основе принципов ХАССП. Эту работу планируется провести в 2009—2010 годах.


От переработки к производству


С недавних пор Калинковичский комбинат помимо переработки мяса занялся его производством. Это стало возможным после присоединения к предприятию в 2005 году сельхозкооператива “Зеленочи”, а в августе 2008-го — хозяйства “Носовичи”. Теперь оба бывших колхоза являются одним филиалом мясокомбината.
Конечно, поначалу присоединение этих хозяйств к комбинату не замедлило сказаться на общих показателях — в филиал пришлось вложить около 7 миллиардов рублей, в том числе и кредитных ресурсов, которые пошли преимущественно на закупку новой техники. Но руководство предприятия понимает важность этих усилий и положительно оценивает свою роль в поддержке сельхозпроизводителя как элемента политики государственного масштаба. На комбинате верят, что в перспективе эти вложения начнут приносить пользу — на базе филиала предприятие организует выращивание крупного рогатого скота, что станет хорошей сырьевой базой для дальнейшего производства.


С заботой о людях


О положительных переменах на предприятии свидетельствуют не только освоение новых видов продукции, растущие объемы производства и другие макроэкономические показатели — работники почувствовали динамику на собственном кошельке. Еще в первой половине прошлого года зарплата на мясокомбинате была самой низкой в перерабатывающей отрасли. А за четыре месяца текущего года ее средний показатель увеличился по отношению к прошлому году на 18,5 процента.
Более того, сейчас руководство ищет дополнительные резервы для увеличения зарплаты, возлагая надежды прежде всего на поступления от экспорта. И если жизнь не внесет корректировок, то это позволит предприятию подняться в районе на несколько ступенек в зарплатном рейтинге и тем самым привлечь грамотных специалистов.
Хотя известно, что не хлебом единым жив человек. Комбинат привлекает потенциальных работников не только растущей зарплатой, но и социальной защищенностью. К примеру, в коллективном договоре есть положение, согласно которому работник получает до пяти базовых величин премии, если в течение года работал без больничных и прогулов. Там же закреплено положение, предусматривающее выплату материальной помощи при выходе на пенсию: за каждый год, проработанный на комбинате, — по 1 базовой величине. А ведь есть работники со стажем в 20—25 лет.
По словам заместителя директора по идеологической работе Дины Демидковой, забота о людях — это традиция, сформированная на протяжении многих десятилетий. Это и столовая с символической платой в 2,5 тысячи за обед, и спортивно-оздоровительная база: тренажерный зал с современным оборудованием, здравпункт, стоматологический кабинет, сауна.
Предприятие располагает собственным общежитием, что еще больше повышает его рейтинг. Это позволяет заинтересовать молодежь: после окончания вуза человек вправе рассчитывать не на стандартные шесть метров, а на целую комнату.
Хорошо поставлена культурно-массовая работа. Хоровой коллектив становился неоднократным победителем различных конкурсов художественной самодеятельности. Команда КВН “Мяски-Шоу” в этом году заняла 1-е место в районном фестивале. Такого же успеха добилась агитбригада “Здоровый я — здоровая страна”. В 2006 году на комбинате создали музей трудовой славы предприятия.
В качестве поощрения работники получают билеты в театр, на концерты, абонементы в бассейн, желающие могут бесплатно отправиться на экскурсию по родному краю и за пределы области. Дети работников имеют возможность отдохнуть в оздоровительном лагере “Чайка” Светлогорского района: ежегодно предприятие приобретает на эти цели 40—45 путевок. При этом лишь 10 процентов их стоимости оплачивает работник, а оплату путевок для многодетных семей предприятие полностью берет на себя.

Директор предприятия Геннадий КУРЛОВИЧ

 

“Наше предприятие остается верным девизу “Сохраним хорошее, создадим лучшее” и не останавливается на достигнутом. У нас есть хорошая школа, есть имя. Мы с оптимизмом готовимся отметить в ноябре 2010 года 80-летие комбината. Мы благодарны всем нашим деловым партнерам, потребителям нашей продукции, сельским труженикам за сотрудничество с нами и уверены, что оно и в дальнейшем будет взаимовыгодным”.

ОАО “Калинковичский мясокомбинат”


Включает в себя четыре основных подразделения: мясожировое производство, производство по изготовлению колбасных изделий и полуфабрикатов, холодильник, консервное производство.
Производит и реализует:

  • мясо и субпродукты
  • колбасные изделия в широком ассортименте(более 200 наименований)
  • деликатесную продукцию
  • натуральные и рубленые полуфабрикаты из свинины и говядины
  • пельмени
  • консервы мясные и мясорастительные
  • жиры пищевые топленые
  • сухие животные корма
  • шкуры консервированные.

За 5 месяцев 2009 года произведено:

 

  • мяса и субпродуктов 1-й категории — 2714 тонн,
  • жиров пищевых — 130 тонн,
  • колбасных изделий — 1511 тонн,
  • консервов — 211 тысяч условных банок.
Новинки от Калинковичского мясокомбината


В апреле—мае 2009 года ассортимент продукции предприятия пополнился следующей продукцией:

  • входящие в группу продукции для питания дошкольников и школьников вареные колбасы, сосиски и сардельки высшего сорта “Ням-нямка”, “Обжорка”, “Гномик”, пельмени “Детские с молоком”;
  • сосиски высшего сорта “Молочные мастер”, Любительские мастер”, “Докторские плюс”;
  • варено-копченые колбасы салями “Вкус ореха”, “Вкус чернослива”;
  • полуфабрикаты быстрого приготовления к летнему сезону — шашлыки “Столичный в майонезе”, “Восточный в маринаде”, “Куриный новый в маринаде”;
  • пельмени “По-домашнему”, “Гурман”;
  • деликатесные изделия: пастрома варено-копченая “Ароматная”, рулеты варено-копченые “Польский” и “Аппе-
    титный”.
Для города и района


ОАО “Калинковичский мясокомбинат” в масштабах Калинковичского района является системообразующим: удельный вес товарной продукции в районе составляет 19,5 процента, по товарам народного потребления — 29,2 процента.

Приглашаем к сотрудничеству:


ОАО “Калинковичский мясокомбинат”
247710, Гомельская область,г. Калинковичи,
ул. Северная, 8.

Тел. (02345) 4-62-23. Тел./факс (02345) 4-60-00.
E-mail: kmk_marketing@mail.ru

 


Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter