— Наши оппоненты осознают, что прямой диалог Президента со школьниками, находящимися фактически в любой точке Беларуси, означает только одно: то, что ни преподаватель, ни какая-то система в том или ином районе не исказит самого главного — суть государственной политики по патриотизму, идеологии, воспитанию, истории. Но почему тема истории определена как самая главная? Если мы не занимаемся историей, ею займется кто-то другой.Вспомните те учебники по истории Беларуси, которые были у нас в 1990‑х годах и которые были напечатаны американцами. Едва ли не на туалетной бумаге, с «бел-чырвона-белымi» обложками. Кто их разрабатывал? Понятное дело, что идеологи Соединенных Штатов Америки. А их основной задачей было не воспитание патриотов и тех, кто любит свою Родину, а воспитание националистов. Такая же модель активно использовалась в Украине, странах Балтии, Польше. А основа формирования национализма шла как раз за счет неправильной интерпретации исторических событий. Поэтому сейчас Президент, проведя это занятие, фактически дает правильные тезисы, правильные установки по правильной трактовке истории. Иначе мы можем привнести в сознание молодежи совершенно иные ценности — и уже через 10—15—20 лет получим абсолютно другое общество, которое будет тяготеть не к своей Родине, не к своему народу, а к жвачкам, джинсам и лейблам.
Увы, но за умы молодежи нынче ведется самая настоящая борьба. Как только не цепляются наши оппоненты за то, что государство взялось за гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодежи. Алексей Авдонин в ответ задает вопрос: а разве в других государствах по-другому?
— Мы должны идти от обратного. Если нас критикуют, притом критикуют жестко, значит, мы все делаем правильно. Мы должны четко понимать, что в такой модели, когда мы защищаем сознание наших детей, их ориентиры и приоритеты, мы тем самым не даем возможности нашим врагам работать в деструктиве и негативе. Когда говорят, что плохо прослушивать гимн или поднимать флаг, я предлагаю обратиться к списку тех стран, начиная с США, Великобритании, Японии, которые для своих учащихся делают то же самое и в обязательном порядке. Притом делают чуть ли не с детского садика. Но методика здесь должна быть такая, чтобы у подростков и детей все это не вызывало антагонизма, отторжения. То есть патриотизм не должен насаждаться. Он должен идти из души преподавателя и, самое главное, носить смыслы. А транслируем мы патриотизм ради того, чтобы наше государство становилось богаче. Чтобы дети, став взрослыми, не думали о том, как бы уехать из страны, а думали о том, что на чужбине хуже. Что надо делать лучше здесь, работать на себя, на свой народ и на свое государство.
Не только о патриотизме. Белорусы, считает аналитик БИСИ, должны ценить финансовые, организационные и правовые усилия государства, которые дают возможность школьникам получать качественное бесплатное образование, в то время как многие западные идеологи продвигают идею о том, что базовое и среднее образование не нужно. По их мнению, надо вернуться к закону, действовавшему в Британии в середине XIX века, по которому дети могли работать с семи лет по 12 часов.
— Потому что знают, что детский труд является самым дешевым и бесправным. Как результат — себестоимость товаров, выпущенных несовершеннолетними, гораздо ниже, — отметил Алексей Авдонин. — Поэтому мы должны понимать, что День знаний и образование детей является не некой данностью, а большим достижением белорусского народа. Наша задача — сохранить это и развить, потому что есть враги, которые хотят все забрать, разрушить и уничтожить.Полную версию беседы на актуальные политические и геополитические темы смотрите на YouTube-канале «СБ ТВ».
deu@sb.by