Сока в соке станет больше

С начала сентября в Беларуси введены новые стандарты на соки и нектары

Для  кого  разработаны  новые  европейские  стандарты? 

С начала сентября в Беларуси введены новые стандарты на соки и нектары. Отечественные производители будут переходить на них постепенно, а вот некоторые импортеры могут и вовсе прекратить поставки. Вопрос только в том, кто займет освободившиеся места… 

Среднестатистический белорус выпивает всего 10 литров сока в год — цифра, неутешительная для медиков, но весьма обнадеживающая для производителей этой продукции. Известно, например, что на одного жителя Германии приходится около 50 литров витаминного напитка. Неудивительно, что в последние годы потребление соков в Беларуси росло ускоренными темпами. И на этом фоне увеличение продаж на 21,3 % в январе—июле этого года выглядит уже вполне обычным явлением. Заметим, что в целом объем рынка оценивается в 250—300 миллиардов рублей в год, и это вполне привлекательный «пирог» как для отечественных производителей, так и для импортеров. Кстати, в последнее время белорусские предприятия потихоньку отвоевывают позиции у зарубежных коллег, и их доля приближается к 50 %. 

Запасов сока в торговых организациях, по оценкам Минторга, хватит примерно на месяц. Безусловно, отзывать с магазинных полок уже присутствующую на них продукцию никто не собирается — качество ее вполне удовлетворительное. Но уже очень скоро покупатели смогут увидеть на упаковке более подробную информацию о составе витаминных напитков (включая долю содержания фруктовой или овощной части). Кстати, гордое название «сок» смогут носить напитки с более высоким содержанием основной части, чем было принято ранее, и использование сахарных сиропов при их изготовлении уже не допускается. «В действие введены 7 новых стандартов по сокам, нектарам и сокосодержащей продукции, — рассказывает старший научный сотрудник Научно-практического центра НАН Беларуси по продовольствию Наталья Лаврененко. — Их разработка велась два года, и все участники рынка были заранее предупреждены». По словам специалиста, отдельным производителям придется усовершенствовать технологию изготовления продукции, закупить новое оборудование, в том числе протирочные машины, гомогенизаторы высокого давления. Изменяются и требования к очистке воды — они становятся более жесткими по нескольким показателям. Стандартами введена новая упаковка для соков bag-in-box (мешок в коробке). Она уже известна белорусским любителям вин. С трех до полутора литров уменьшена максимальная расфасовка овощных соков, а фруктовые можно по-прежнему заливать в трехлитровые банки… 

На белорусских предприятиях поясняют, что экономические трудности с переходом на новые стандарты, безусловно, возникнут. Перед кем-то встанет необходимость приобрести новое оборудование, а другие «отделаются» усовершенствованными рецептурами, упаковкой и соответствующей документацией. Для отечественных предприятий предусмотрен поэтапный переход на новые правила, причем у каждого из них — свой индивидуальный график. Однако к 1 июля следующего года все производители отрасли должны соответствовать введенным стандартам. 

Кстати, российские предприятия работают по похожим правилам уже с 2005 года, сообщила Наталья Лаврененко, хотя наши стандарты «ближе к европейским по требованиям качества и безопасности». Видимо, сокам из РФ удастся сохранить свои позиции на полках белорусских магазинов — по оценкам, их доля составляет не менее 20 %. Сложнее придется украинским поставщикам, которые до сих пор активно продвигали на наш рынок сахарные сиропы с достаточно низким содержанием овощей и фруктов, которые назывались нектарами, а теперь перейдут в разряд напитков. Впрочем, их и сейчас уже теснят конкуренты из других стран: объемы украинского «сокового» импорта в Беларусь в первом полугодии 2008 года упали почти на 35 % к уровню такого же периода прошлого года. Интересно другое: на место одного импортера приходит, как правило, другой, и в редком случае — белорусский производитель. Впрочем, эксперты уже давно предупреждали, что в связи с развитием собственного производства в Беларуси могут быть введены ограничительные меры на импорт соков. Как инструмент сдерживания зарубежных поставок можно расценивать и новые стандарты. Не исключено, что мелкие поставщики вполне могут посчитать свое дальнейшее присутствие на белорусском рынке нецелесообразным. Однако вряд ли стоит ожидать, что крупных производителей из-за рубежа смутят новые требования к качеству продукции. Известно, что в России, например, многие крупные заводы по производству соков принадлежат мировым компаниям. Понятно, что их финансовые возможности несоизмеримо выше, чем у белорусских коллег. Во многом секрет успеха российских компаний — в «раскрученности» их торговых марок, которые пользуются доверием потребителей. И нередко белорусские производители оказываются замечены в элементарном подражании известным брендам, хотя специалисты уже давно советуют им обзавестись собственным «лицом». Как изменится расклад на рынке соков, можно будет оценить уже в ближайшие месяцы. А вот кто точно останется в выигрыше, так это потребитель. «Дефицита на рынке ожидать не стоит, — считает заместитель директора по качеству компании «ABC» Валентина Литвинова. — Качество продукции улучшится, информация на упаковке станет более подробной». Специалисты ожидают, что цены останутся на прежнем уровне, а если и подрастут, то прежде всего за счет того, что «сока в соке» станет больше… 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter