Почему регионы не всегда принимают в расчет авторитетные рекомендации по структуре посевных площадей?

Согласованный дисбаланс

ПОМНЮ, как специалисты Минсельхозпрода совместно с учеными НАН Беларуси разработали программу совершенствования структуры посевных площадей под урожай 2012 года. В основу положили соблюдение севооборотов, технологию производства сельскохозяйственных культур и экономическую эффективность земледелия. Теоретически проработали все составляющие успеха. Потом предложения ученые-аграрии проанализировали на ученых советах НПЦ по земледелию, не раз вносили коррективы. Получили одобрение на коллегии Минсельхозпрода. И вынесли на коллегиальное обсуждение в Смолевичах с участием Премьер-министра. 


НА том совещании присутствовали председатели рай- и облисполкомов. Все  поддержали предложения ученых, согласились с расширением многолетних трав и сокращением посевов кукурузы на силос. И что в итоге?

Как безболезненно подкорректировать производственный механизм, во время зимней учебы ученые обсудили со специалистами. Они доступно показали, к чему приводит нарушение структуры посевных площадей, какие издержки от этого несет сельское хозяйство. Но все их намерения на практике оказались напрасны: в первую очередь пришлось выполнять решения областных и районных исполкомов. Хозяйства увеличили посевы кукурузы, уменьшив, соответственно, количество многолетних трав, в основном за счет бобовых. В результате предложения науки так и остались благими намерениями, а экономика, требования агротехники оказались на втором плане. Это сказалось на себестоимости продукции, надоях молока, сбалансированности рационов. Пришлось вносить коррективы и в структуру посевных площадей. 

— От оптимальной структуры посевных площадей и севооборотов зависит рост производства продукции, ее себестоимость, повышение доходов хозяйств, расширенное воспроизводство плодородия почв, — считает заместитель генерального директора НПЦ НАН Беларуси по земледелию кандидат сельскохозяйственных наук Дмитрий Лужинский. — Оптимальная структура посевных площадей и севооборотов — наименее затратное средство повышения плодородия пахотного слоя. Из-за ее нарушения недобор зерна, например, может доходить до 5 центнеров, а зеленой массы кукурузы — до 60 центнеров с гектара. Значительные потери и при производстве других сельскохозяйственных культур. 

Всему этому учат в вузах, колледжах, специалистам агрономической службы постоянно напоминают на занятиях. Но потом довольно часто рекомендациями ученых и Минсельхозпрода пренебрегают в угоду местным требованиям и валовым показателям. Пожалуй, не было ни одного года, чтобы в главном аграрном ведомстве страны сразу согласились с предложениями регионов по структуре посевных площадей. В прошлом году, например, у него возникали разногласия с Брестским, Гомельским и Минским областными комитетами по сельскому хозяйству и продовольствию по посевным площадям отдельных культур. Камнем преткновения в основном оставались кукуруза, многолетние травы, площади которых не находили поддержки у Минсельхозпрода. И зерновые. Очень долго с регионами согласовывались посевные площади льна под урожай 2015 года. 

Итог пока плачевен: у нас принижено значение зернобобовых. По этой причине сельхозпредприятия постоянно испытывают дефицит их семян, в том числе и под урожай 2015 года. Приобрести такой посевной материал практически не у кого. Остается завозить из-за рубежа. За последние 20 лет самый высокий удельный вес зернобобовых культур в посевах зерновых и зернобобовых — 10,2 процента — был в 2000 году. На Гродненщине, например, он превышал тогда 15 процентов. Потом сократился до 4,7—6 процентов.

В ПРОШЛОМ году Минсельхозпрод планировал под зернобобовые около 350 тысяч гектаров. Но его планы на местах подкорректировали. В результате зернобобовые убирали на 181 тысяче. На этот год остановились опять на 350 тысячах гектаров. 

— Структуру посевов на 2015 год отработали и согласовали с учеными Национальной академии наук. Утвердил ее министр сельского хозяйства, — рассказывает заместитель начальника главка растениеводства Минсельхозпрода Петр Бурдук. — В общем объеме пашни зерновые должны занять 2453 тысячи гектаров, или немногим более 51 процента. Если разложить их по регионам, то меньше всего — 48,6 процента пашни — под зерновые и зернобобовые отводится на Брестчине. А больше всего — 52,7 процента — на Гродненщине. Вся структура сформирована с учетом научно обоснованных требований. Но на местах неохотно идут на расширение многолетних трав, которые необходимо довести до одного миллионна гектаров, и зернобобовых. 

Увеличение многолетних трав позволит улучшить кормовую базу, сократить импорт белкового сырья. Они занимают лишь 700—750 тысяч гектаров. За счет расширения таких посевов и перевода на бобовую и бобово-злаковую основу можно дополнительно получать около четырех миллионов тонн зеленой массы. Ставится задача раз в четыре года перезалужать лугопастбищные угодья, подсевать 300—350 тысяч гектаров многолетних трав. 

Но рекомендации ученых и Минсельхозпрода упорно не выполняются. В последнее время многие слишком увлеклись кукурузой. Но если выделяемые для нее органические и минеральные удобрения внести на меньшую площадь, то есть сократить посевы «королевы полей», то от удобрений, средств защиты растений можно получить большую отдачу. 

— В структуре посевных площадей зерновые и зернобобовые у нас традиционно занимают не более 54 процентов, — рассказывает агроном Сморгонского райсельхозпрода Ольга Трасковская. — Увеличивать их нет смысла. В таком случае придется жертвовать другими культурами, высевать зерновые по зерновым. Это нарушает агрономические требования. Понадобятся дополнительные расходы для защиты растений от болезней, другие ресурсы. Нарушать сложившуюся годами структуру не намерены.

В районе посеяли 8740 гектаров озимых зерновых, сколько и в прошлом году. Более чем 600 гектаров добавили озимого рапса, от ярового решили отказаться. В последнее время сократили посевы льна. Главное — получить запланированное количество сельхозпродукции и обеспечить животных полноценными кормами. 

В этом году Минсельхозпрод запланировал на силос не более 600 тысяч гектаров кукурузы. В прошлом с учетом подкормки крупного рогатого скота на зеленый корм использовано около 800 тысяч. 

Насколько к рекомендациям ученых и Минсельхозпрода прислушаются в регионах, станет известно весной. Не исключено, что часть озимых зерновых может погибнуть. Для их пересева и уплотнения закладывается около 60 тысяч тонн семян страхового фонда. Но уже очевидно, что кое-где намерены действовать по старой схеме. 

При формировании посевных площадей для Витебской области, например, Минсельхозпрод и областной комитет сошлись на 51 проценте зерновых и зернобобовых в структуре пашни. Осенью там посеяли 226 тысяч гектаров озимых зерновых, увеличив их на 3 процента. Если добавить яровые зерновые и зернобобовые, то зерновое поле региона составит около 500 тысяч гектаров, примерно на 40 тысяч гектаров больше, чем в 2014 году. Если в прошлом оно занимало 55 процентов пашни, то теперь этот показатель увеличится еще на четыре-пять единиц. В некоторых районах наращивать зерновые больше некуда. В Докшицком, например, они уже занимают 67 процентов пашни. Такая структура там формируется не первый раз. С каждого гектара в прошлом, благоприятном для растениеводства году там собрали по 24,1 центнера зерновых, на два центнера больше, чем в предыдущем. Свыше 55 процентов пашни зерновые и зернобобовые занимают и в других районах области. Новый руководитель областной вертикали уже обратился в Минсельхозпрод с просьбой пересмотреть структуру посевных площадей для полноценного обеспечения животных кормами и получения запланированного количества зерна. 

ПОСЕЯТЬ зерновые по неблагоприятным предшественникам, утверждают ученые, значит, недобрать 10—15 процентов урожая. Кто этого не понимает? По этой причине потери зерна в республике 400—500 тысяч тонн. Одновременно снижаются показатели животноводческой отрасли, ухудшается фитосанитарное состояние посевов, деградирует почвенное плодородие.

С осени на зерно и зеленый корм в республике посеяно 1570 тысяч гектаров озимых зерновых. Это на 1,6 процента больше, чем в прошлом году. Увеличились площади под тритикале на 36,6 тысячи гектаров (на 7,1 проц.), пшеницы — на 30,1 тысячи гектаров (5,6 проц.). Почти на 60 тысяч (17,8 проц.) сократилось количество ржи, на 6,3 процента уменьшились посевы озимого рапса. Он занимает 415 тысяч гектаров. 

Какие коррективы в этом году будут внесены в структуру посевных площадей, покажет весенняя посевная. Главные задачи — получить 9,2 миллиона тонн зерна, 1,7 миллиона тонн картофеля, 4,8 миллиона тонн сахарной свеклы, 180 тысяч тонн льнотресты, заготовить 8,4 миллиона тонн кормовых единиц фуража — уже известны. Но решать их нужно и с учетом научно обоснованных требований, получая максимальную отдачу при наименьших затратах. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter