Соевый дисбаланс

Имея мощности по переработке востребованной в животноводстве культуры, предприятия не могут рассчитывать на отечественное сырье. Почему?

ЗА соевым шротом в ООО «Агропродукт» Каменецкого района сельхозпроизводители, без преувеличения, выстраиваются в очередь. Культура отличается высоким содержанием протеина, имеет в своем составе углеводы, жир, фосфоросодержащие вещества, минеральные элементы, витамины, что делает ее незаменимой в кормовом рационе. Особенно востребованы соевые корма в птицеводческой отрасли и свиноводстве. Впрочем, исследования ученых доказали, что и в производстве молока, если продуктивность дойного стада превысила 6 тысяч килограммов, шрот из бобов сои очень эффективен. 

Производственные мощности ООО «Агропродукт» позволяют выпускать качественную продукцию.

Отправляюсь в деревню Оберовщина, где расположено предприятие, чтобы разобраться, как подтверждается теория на практике.

ДИРЕКТОР ООО «Агропродукт» Олег Теслюк глубоко погружен в тему, с ходу анализирует детали:

— До недавнего времени перерабатывали в основном маслосемена рапса, но вот уже два сезона подряд, кроме этой белковой культуры, всерьез занимаемся соей. Покупать сырье, правда, приходится за рубежом. Наши хозяйства сою почти не выращивают. Если бы подобная практика имела широкое распространение, экономика страны получила бы важные бонусы в импортозамещении.

Вместе с Олегом Евгеньевичем пытаемся разложить все по полочкам. Две показательные цифры. В 2000 году в Беларусь ввозили 50 тысяч тонн соевого шрота, в 2015-м — более 350 тысяч. Объемы выросли в семь раз. И связано это с тенденцией увеличения производства животноводческой продукции в стране. А соя — очень перспективная культура. И то, что в республике ведется ее промышленная переработка, безусловно, должно заинтересовать аграриев. Специалисты «Агропродукта» убеждены: если бы сою возделывали не отдельные хозяйства, как сейчас, а многие предприятия аграрного сектора, в животноводстве проще решались бы проблемы дорогостоящих белковых кормов. Почему? Ответ обоснован учеными. Он заключается в высокой зоотехнической и экономической эффективности соевого шрота в сравнении с другими аналогичными продуктами.

Сегодня основные потребители соевого шрота и масла у ООО «Агропродукт» — птицефабрики и свинокомплексы республики. Производство под их потребности наращивают. В минувшем сезоне, например, переработали около 70 тысяч тонн соевых бобов — на треть больше, чем в позапрошлом году. Спрос на продукцию увеличивается, но сырье на завод в Оберовщине поставляют единицы. Некоторые, даже если и культивируют сою, не имеют от нее существенной экономической отдачи. Заместитель директора «Агропродукта» Андрей Писарик привел пример, когда в одном из хозяйств бобы пылились на складе, потому что пустить в дело их не могли. Когда отправили на переработку, получили качественный шрот, который использовали для кормления животных. При этом сэкономили немалые деньги.

Кстати, соевое масло, которое реализуется на внутреннем рынке, практически не ввозится из-за рубежа. Еще не так давно его импорт в республику за сезон составлял 13,5—14 тысяч тонн. Теперь примерно такие же объемы производят в «Агропродукте», покупают их как сельхозорганизации, так и промышленные предприятия.

Столь же благоприятная ситуация для отечественного аграрного сектора может сложиться и с соевым шротом. Сотрудники Научно-практического центра по животноводству Национальной академии наук проводили исследования: какой шрот выгоднее использовать в рационах высокоудойных коров — соевый или подсолнечный? Двум группам буренок с суточной продуктивностью 31 килограмм при одинаковом кормлении добавляли 1,5 килограмма соевого шрота и 2,4 килограмма подсолнечного. Спустя три месяца надои в первой группе выросли до 37 килограммов, во второй — до 34,5. При этом подсолнечного шрота в рационах было в полтора раза больше. А ведь на него делают ставку многие хозяйства, потому что в молочном скотоводстве это один из самых распространенных продуктов. Однако он на сто процентов импортный.

БОБЫ сои пока тоже в основном завозим из-за рубежа. Но ведь можем выращивать свои! Лет 20—25 назад аналогичная ситуация была с рапсом. В 1995-м в республике намолотили всего 26 тысяч тонн маслосемян. Нынче такой же валовой сбор имеют два района Брестчины — Каменецкий и Пружанский. Урожайность выросла в 4—5 раз, значительно расширились посевные площади, стали совершеннее технологии, что дало ожидаемую отдачу. В 2014 году в Беларуси собрали 730 тысяч тонн рапса. Пока это рекорд, который, впрочем, в ближайшее время может быть побит.

Реальны ли подобные перспективы для сои? Специалисты ООО «Агропродукт» считают: вполне. Возрастающий спрос на эту культуру, а также гарантированный ее сбыт — хорошие катализаторы для увеличения площадей. Причины, которые сдерживают этот процесс, — низкая урожайность, запрет на скармливание без термообработки, недостаточное количество сортов — можно преодолеть. И получить относительно дешевый качественный корм для животных.

На Брестчине есть сельхозпредприятия, где сою культивируют очень давно. Одно из них — ОАО «Парохонское» Пинского района. Главный экономист хозяйства Марина Жарун не сомневается, что дело выгодное. В прошлом году с каждого из 665 гектаров получили в среднем по 12,3 центнера бобов. После доработки валовой сбор составил 652 тонны. Весь урожай используют для собственных нужд, и, несомненно, это хорошее подспорье для животноводческой отрасли. Жмыха в прошлом году произвели 362 тонны, соевого масла — почти 40 тонн. Их использовали при производстве комбикормов.

В лучшие годы урожайность сои в «Парохонском» превышала 20 центнеров на круг. Минувший сезон из-за затяжной и холодной весны получился неблагоприятным. Но экономически она все равно выгодна, подсчитали специалисты. И заниматься ею планируют столь же серьезно.

В Пружанском районе сою пытались выращивать ОАО «Журавлиное», ОАО «Ружаны-Агро» и другие хозяйства. Попробовав и не получив должной отдачи, отказались. Урожаи невысокие, а из-за того, что значительная часть бобов расположена низко на стебле, слишком большие потери при уборке. Если бы были разработаны подходящие для наших широт сорта, налажена четкая схема реализации продукции, тогда, возможно, овчинка и стоила бы выделки, считают пружанские аграрии.

Председатель Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Брестского облисполкома Виталий Кулак согласен с тем, что соя — заслуживающая внимания культура. В области ее пытаются выращивать все больше сельхозпредприятий. Некоторые, как то же «Парохонское», наладили переработку бобов. Однако технологичных сортов этой культуры, которые давали бы высокую отдачу, в распоряжении аграриев пока нет. Пожалуй, в этом кроется одна из главных проблем. Если ее решить, то, наверное, переработчики постепенно смогут перейти на отечественное сырье.

kurec.a@mail.ru

Фото Николая ШУМА
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter