Как в Гродненской области выполняются поручения Президента по модернизации автомобильных мостов

Соединяя берега

На Гродненщине множество мостов, которые строились еще в советское время. Ремонт и обновление наследия той эпохи идут непрерывно, поскольку современные нагрузки на объекты значительно превышают запланированные десятилетия назад. Иногда мосты приходится демонтировать и возводить на их месте новые, порой необходимо придумывать уникальные технические решения для ускорения и удешевления строительства.


Президент Александр Лукашенко:

— У нас большая программа не только по восстановлению мостов. Работы у мостовиков будет очень много. И там время не терпит. За следующую пятилетку мы должны это сделать.

(июль 2020 г., во время посещения Славгородского района)

Чудеса инженерной мысли

Главный объект реконструкции в регионе — бывший железнодорожный мост в Гродно, который переделали под автомобильный. Он был включен в госпрограмму дополнительным распоряжением Президента. В нынешнем году на завершение работ было выделено добавочно 6,5 миллиона рублей. Реконструкция моста уже завершена.

Проект разработало УП «Институт Гродногражданпроект». Интересен он тем, что на существующих опорах неиспользуемого с советских времен сооружения фактически построен современный мост. Руководитель проекта кандидат технических наук Сергей Лущ рассказал, чему следовал при принятии новых технологических решений:

— Стояла задача сэкономить бюджетные деньги. Нам повезло, что в старый железнодорожный мост изначально заложили огромный запас прочности. Мост был построен во время холодной войны в качестве дублера основного железнодорожного моста через Неман на случай военных действий.

Стоимость опор на таких реках, как Неман, составляет 40—60 процентов от всей сметы, поэтому решили использовать семь из девяти существующих опор, надев на них металлические саркофаги.


На их подпорных стенках применили технологию закладки габионов (камней) вместо железобетонного монолита, основания которых уходят на глубину шесть метров. В результате обслуживать мост будет удобнее, так как без проблем можно подъехать к каждой из опор. Новый мост — часть объездной магистрали вокруг Гродно, которая заложена в генплан развития города на полвека вперед. Транзитный транспорт, следующий из Польши и Литвы на Минск, будет по кольцу объезжать город.

Генподрядчиком объекта выступает ОАО «Мостострой». Главный инженер предприятия Илья Бейма говорит, что это один из самых сложных объектов в его практике:

— Во время работ каких-либо серьезных изменений или дополнений в проект практически не вносилось. Тем не менее это был колоссальный опыт, который, уверен, пригодится в будущем. С 2019 года ежедневно на объекте трудилось от 50 до 70 мостовиков и дорожников. Самым сложным оказался демонтаж 65-метровой конструкции старого железнодорожного полотна после сборки пролетных строений нового. Непросто было работать в условиях большого перепада высот.

Однако с поставленной задачей справились. Конструкции опор произвели в России на АО «Воронежстальмост», тендер на поставку пролетных строений выиграл белорусский производитель — Молодечненский завод металлоконструкций.

Фото  БЕЛТА

Новый автомобильный мост стал четырехполосным с двумя полосами в обоих направлениях, ширина каждой — 4,5 метра. Его длина — 240 метров, а высота над уровнем воды — 32,5 метра.

Было сказано — будет сделано

В прошлом году во время посещения ОАО «Стеклозавод «Неман» Глава государства поручил как можно быстрее восстановить 12 проблемных мостов на республиканских дорогах. В Гродненской области возведение двух новых мостов возле агрогородков Белица и Правые Мосты начнется уже в нынешнем году. Именно они вошли в этот список.

Проблем у моста вблизи агрогородка Белица Лидского района много: и недостаточный габарит ездового полотна, и ограничение по несущей способности. По нему могут проехать автомобили с массой не более 20 тонн, поэтому большегрузам приходится объезжать.


Председатель Белицкого сельсовета следит за происходящими событиями:

— Когда-то на территории нашего сельсовета был еще один мост — деревянный. Но весной 2016 года его снесло течением во время ледохода. Восстанавливать не стали. А чтобы жители деревни Корытница, которым нужно попасть в сельсовет или на прием к врачу, не делали многокилометровый крюк, населенный пункт присоединили к соседнему району. Так выгоднее и географически, и экономически. До Белицы 47 километров, а до Поречья Дятловского района — всего 10. Что касается действующего моста, который, собственно, связывает нас с соседним районом, то здесь не надо быть специалистом, чтобы понять: сооружение давно нуждается в реконструкции или замене.

Один из двух оставят на память

Еще один значимый объект — мост через Неман в Правых Мостах. По нему проходит республиканская дорога Р-41 Слоним — Мосты — Скидель — граница Литовской Республики (Поречье).

Главный инженер РУП «Гродноавтодор» Александр Марцулевич рассказывает о проделанной работе:

— Первоначально планировался капитальный ремонт моста в Белице, но, когда специалисты сделали экономическое и инвестиционное обоснование, выяснилось: целесообразнее и выгоднее построить новый. Он будет возведен в соответствии с нормативными нагрузками и параметрами ниже по течению реки, в 25 метрах от действующего. На период строительства с ограничениями будет эксплуатироваться существующий мост. После открытия движения по новому мосту старый демонтируют. Финансировать возведение объекта планируется за счет средств Европейского инвестиционного банка. В ноябре должны начаться строительные работы.


Мост в Мостовском районе — это уникальный объект, который считается памятником инженерного искусства: железные фермы моста крепятся заклепками, как на ­кораблях. Он строился несколько лет и был введен в эксплуатацию в 1939 году. Однако мост, уцелевший под бомбежками немецкой авиации во время войны, сегодня является узким местом в прямом смысле слова. По нему организовано только однополосное движение транспорта в реверсивном режиме.

— Старый мост оставим как историчес-кую ценность, однако сделаем велопешеходным, — рассказывает Александр Марцулевич. — Рядом построим современный железобетонный, соответствующий всем требованиям эксплуатации.

Мы понимаем, что тенденции к уменьшению грузоподъемности уже не будет. При строительстве применим хорошо себя зарекомендовавший метод надвижки, когда сборка идет на берегу, а потом пролетные строения длинной 80 метров (стандартные — 33 метра) просто надвигаются. Это делается для обеспечения навигации на реке Неман. Работы по двум проблемным мостам планируем начать практически одновременно.

Главное — вовремя обследовать

Генеральный директор КУП «Гроднооблдорстрой» Дмитрий Волкович говорит о мостовых сооружениях в зоне ответственности его предприятия:

— На нашем балансе 422 моста, 54 из них требуют ремонта. В нынешнем году отремонтируем три (100 погонных метров), один из них, расположенный в районе деревни Лавришево Новогрудского района, уже сдан в эксплуатацию. Стоит отметить, что аварийных мостов у нас нет. Обследования проводятся два раза в год. Состояние сооружений разное, по мере необходимости они обновляются. В прошлом году отремонтировано 254 погонных метра мостов. Мост через Березину в Ивьевском районе на дороге Юратишки — Бакшты — Расолишки прослужил исправно 40 лет. После ремонта повышена грузоподъемность, она составляет свыше 40 тонн, то есть через мост может проходить крупная сельскохозяйственная техника.


Обновлен мост у деревни Котра Гродненского района, построенный еще в 1954 году. Прежде из-за узкой проезжей части на нем не могли разминуться два автомобиля. Сейчас полотно расширили до двух полос, оборудовали тротуары для пешеходов, заменили перила и барьерное ограждение. После ремонта большегрузам удобнее перевозить товары между областным центром и сахарным комбинатом, а также комбикормовым заводом. Многоуровневая развязка и отремонтированный мост сделали удобнее путь в Гродно. Капитальный ремонт позволил значительно расширить дорожное полотно и разгрузить важный путепровод на М-6.

Всего в рамках Госпрограммы по развитию и содержанию автомобильных дорог на 2017—2020 годы в Гродненской области было отремонтировано 789 погонных метров мостовых сооружений.
Бетон — 7240 м3

Установлено свыше 110 000 высокопрочных болтов (каждый болт, около 700 граммов, дожимался вручную)

Плиты несъемной опалубки — 460 м3

Металло-конструкции опор — 880 тонн

Металло-конструкции пролетного строения — 1437 тонн

Уложено свыше 2000 тонн асфальто-бетонной смеси

Арматура — более 880 тонн

Щебень — 450 м3

Камни для габионов (камень бутовый) — свыше 5200 м3

Песок — свыше 65 900 м3
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter