Содействовать притоку добра на земле

Аниматор из Минска Ирина Кодюкова — трехкратный лауреат фестиваля “Золотой Витязь”: “золото” за “Притчу о Рождестве”, “серебро” за “Сестру и брата”, “бронза” за “Легенду о леди Годиве”. Все фильмы — из сборника “Святочные рассказы”. На ХV кинофоруме в Серпухове она была в жюри конкурса анимационных фильмов.

— Скажите, Ирина, какой критерий ставили вы во главу угла, оценивая фестивальные фильмы?
— Художественность, конечно, но первым делом смотрели, отвечает ли фильм девизу фестиваля “За нравственные, христианские идеалы. За возвышение души человека”, то есть отмечали, для кого и во имя чего сделана эта работа. А если оценивать программу в целом, скажу, что отбор нужно проводить гораздо внимательнее, потому что встречаются совершенно случайные фильмы, которые по определению не должны попадать на этот фестиваль. Уж если декларируется то, что декларируется, то надо изначально, на уровне составления программ относиться к этому очень серьезно.
Фильмы, конечно, главное, но чем больше мой фестивальный опыт, тем яснее я понимаю, что не менее важно общение. Фестиваль дарит такие встречи, как была у меня. Беседовали мы с батюшкой из Усть-Кута, и он говорит: “Я так счастлив этими знакомствами с людьми, ведь порой, как потерянную драхму, ищешь нужного тебе человека — и здесь вдруг находишь”. В общем, сошлись на том, что все мы тут не только зрители, но и “ловцы человеков”.
— Что вы думаете о состоянии анимации на сегодняшний день?
— Сейчас анимация очень сильно разделяется на коммерческую, которую делают ради денег, совершенно не думая о художественном начале, и собственно художественную, авторскую. Вы, конечно, видели американские, французские, японские фильмы, полные агрессии, но это как бы само собой. Я же, в силу профессии, содрогаюсь от одного вида картинки, которая все время беснуется, меняя яркие анилиновые цвета, которые портят детям глаза, отучая их воспринимать нормальное кино.
Настоящая анимация — это “Винни-Пух”. Недавно я провела эксперимент: полтора месяца каждый день смотрела этот фильм. Сколько же он мне доставил радости! Я так переживала за поросенка, все время думая, что он добежит и у него не лопнет шарик, и это было совершенно искренне... Вот это и есть нормальное кино, которое нравится и взрослым, и детям и которое никогда не стареет.
Если говорить о современной авторской анимации, она очень интересна, хотя последний наш фестиваль анимационного российского кино, который проходит в Суздале, оставил грустное впечатление. Дело в том, что продолжается тенденция этакого самовыраженческого кино, я называю это потоком мужских комплексов с экрана. Так надоели все эти воспоминания детства, связанные с переживаниями по поводу того, что кого-то когда-то обидели, а кого-то мама недолюбила, и поэтому у автора сейчас такой сложный-сложный внутренний мир. По-моему, сейчас в большом дефиците хорошо придуманная и ясно рассказанная история с теплыми человеческими эмоциями. Мне кажется, искусство анимации в том, чтобы в те 10 минут экранного времени, которые тебе отпущены, не тыкать человека носом, а просто помочь ему жить. Собственно, к этому призвано все искусство. Я всегда помню слова Кшиштофа Занусси, который сказал, имея в виду художников, что мы не можем изменить мир, но мы можем содействовать притоку добра на земле.
— Многие ли анимационные фильмы поразили ваше воображение как члена анимационного жюри?
— Нет, мне хочется говорить только об одном фильме — “Капитанская дочка” режиссера Екатерины Михайловой и художника Нины Виноградовой. Он еще в Суздале восхитил меня тончайшим прочтением пушкинской повести, высокой художественностью и верностью духу, а не букве происходящих событий. Фильм снят под девизом “Русская классика — детям” и настолько попадает в девиз нашего фестиваля, что я была счастлива, когда на обсуждении без единого возражения он был признан лучшим. Фильм говорит о долге, чести, благородстве, показывает отношения таких чистых созданий, как Петруша и Марья Ивановна. И о вере он тоже говорит, и это удивительно. Почему-то все считают, что если фильм на православную или духовную тематику, то обязательно нужно снимать купола и колокола, и — побольше. А в “Капитанской дочке” прямо в лоб ничего не показывают, просто камера время от времени безмолвно взмывает в небо и потом опускается вниз. Всего-то — но мы чувствуем это присутствие неба.
И самое главное, это почувствовали дети, которые вместе с жюри сидели в зале на просмотрах. Мы договорились с ними, что если что-то им очень понравится, они будут хлопать и помогать работе жюри. Но когда “Капитанская дочка” началась, я немного заволновалась, потому что фильм кукольный и картинка у него темноватая, а дети не очень любят кукол. Но они сидели в такой тишине и так следили за действием, что когда пришел мой любимый кадр — в разрушенной крепости перед маленькой иконкой падает снег: ничего особенного, статичная картинка, но с огромным духовным зарядом — и они захлопали, я заплакала. Потому что, слава Богу, все правильно, это правильные дети, и они — наша надежда.
— Что вы думаете по поводу создания Союзного государства: люди в Беларуси задумываются об объединении или уже привыкли к существованию двух разных государств?
— Для меня это очень личный вопрос, потому что я до сих пор не могу привыкнуть к разъединению наших государств, а вы об объединении говорите. Моя судьба так сложилась, что я всегда жила на два города, отец в Москве, мама в Минске. Разумеется, я голосую за создание Союзного государства, да я, собственно, в нем и живу.
Между прочим, на уровне создания анимационных фильмов наши режиссеры успешно воплощают идею интеграции, у нас много совместных проектов с российскими студиями. Режиссер Александр Ленкин несколько лет снимает совместный российско-белорусский сериал для детей про реактивного поросенка, уже снято восемь серий, и, говорят, восьмая серия — заключительная. Одну из серий мы показывали на ХV кинофоруме “Золотой Витязь”. Российская сторона заинтересована в наших кадрах и поэтому приглашает нас на работу. Очень много российских фильмов снимается на “Беларусьфильме”, так, почти вся “Каменская” снята в Минске. Мне нравится смотреть этот фильм, в котором перемешаны минские и московские улицы, и сделано это очень красиво.
Сама я только что закончила картину в проекте “Гора самоцветов” — сделала старинную татарскую сказку “Соловей”. Мне нравится этот проект своей разумностью — нас так много в нашей большой стране (видите, я мыслю прошлыми категориями), людей разных народностей и национальностей, и каждый имеет свое лицо, свои особенности, и все должны уважать друг друга и друг другом интересоваться.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter