Содержательная часть «новой главы»

Диалог с Евросоюзом — одна из актуальных задач, в том случае, что это будет, как определил Президент, «диалог без условий». О необходимости «переоценки отношений с Беларусью» говорят сегодня и европейские политики...
Диалог с Евросоюзом — одна из актуальных задач, в том случае, что это будет, как определил Президент, «диалог без условий». О необходимости «переоценки отношений с Беларусью» говорят сегодня и европейские политики. Так, на прошедшем недавно минском форуме д–р Ханс–Дитер Лукас, посол, представляющий германский МИД, сказал, что «когда мы говорим о будущих взаимоотношениях, нам нужен реалистичный взгляд». А депутат бундестага Марилуизе Бек конкретизировала: «Да, у нас есть экономические интересы в отношении Беларуси, энергетические в первую очередь». Фрау Бек предложила даже новый проект газопровода по суше, который мог бы осуществляться правительствами Германии и Беларуси... На что представитель МИДа Владимир Серпиков лаконично заметил, что такой газопровод уже есть — Ямал — Европа, достаточно запустить вторую нитку...

Я привел только один пример, свидетельствующий как минимум о заинтересованности в прагматичных отношениях.

Позиция Европейского союза относительно Беларуси не исключает поиска компромиссов. Среди европейских экспертов есть понимание того, что прежняя политика ЕС в отношении нашей страны не дает результатов, на которые в свое время рассчитывали в Брюсселе. Так, например, директор лондонского центра европейских реформ Чарльз Грант и руководитель внешнеполитической программы этого центра Марк Леонард утверждают, что проводимая ЕС политика «условного вовлечения» (именно так они ее обозначают) «потерпела крах», поскольку она ни к чему не привела. Соответственно говорится о необходимости разработки «новой политики» ЕС по Беларуси.

Сегодня ЕС начинает рассматривать возможность открытия «новой главы» в отношениях с Минском. В Брюсселе есть настроения в пользу того, чтобы как–то реконструировать свою линию при наличии встречных шагов со стороны белорусского руководства. Особенно перспективен диалог между Беларусью и Европейским союзом по вопросам энергетики. В этой области насущные интересы ЕС и Беларуси вполне совместимы.

Надо иметь в виду особенности разрабатываемой энергетической стратегии ЕС, с тем чтобы нащупать почву для сближения, выявить точки соприкосновения в позициях, от которых можно было бы оттолкнуться и начать встречное движение.

8 марта 2006 г. Европейская комиссия выпустила специальный «Зеленый доклад» по вопросам энергетики, в котором призвала к проведению единой внешней энергетической политики ЕС. Чуть позже Европейский совет на уровне глав государств и правительств одобрил этот документ, высказался в пользу разработки «энергетической политики для Европы» и поставил задачу принять план действий в этом направлении на своем заседании весной 2007 г.

Таким образом, можно сказать, что общей внешней энергетической политики ЕС в сколько–нибудь законченном виде до сих пор нет, имеются лишь предложения и проекты по ее формулированию и реализации.

Заметим также, что инициированный в 2000 г. энергодиалог ЕС — Россия, по западным оценкам, к настоящему времени не дал каких–либо ощутимых результатов. Российская Федерация отказывается ратифицировать Договор об Энергетической хартии, подписанный в 1994 году, выступает резко против присоединения к транзитному протоколу к этому договору, который заставил бы «Газпром» ослабить контроль над сетью газопроводов.

Какие выводы следуют для Беларуси из такого положения дел?

Энергетическая проблематика для Европейского союза представляет особую важность, поэтому конструктивные инициативы в этой области будут восприниматься Брюсселем весьма заинтересованно и могут вызвать позитивное реагирование.

Взаимодействие ЕС — Республика Беларусь в энергетической сфере вполне возможно, учитывая растущую озабоченность ЕС состоянием и перспективами транзита энергоресурсов из России. Беларусь наряду с Украиной является ключевой в плане транзита страной для Европейского союза, без сотрудничества с которой энергетическая безопасность ЕС не может быть обеспечена в полной мере.

Выдвинутое Беларусью предложение о проведении энергодиалога с ЕС представляется своевременным и полезным в качестве первого шага.

Более перспективной и масштабной могла бы быть инициатива по выработке и заключению долгосрочного Соглашения об энергетическом партнерстве ЕС — Республика Беларусь.

Анатолий Розанов, доктор исторических наук, профессор факультета международных отношений БГУ.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
I.M.
Немецкие политики, похоже, сами себе противоречат. С одной стороны они уверяют нас вместе с  Польшей и Прибалтикой в том, что заинтересованы в транзите энергоресурсов по старым, еще советским схемам, а с другой, активно продвигают столь не выгодный нам "Нордстрим". Герр Шредер, в качестве главы совета акционеров компании, повсеместно утверждает, что за этим направлением будущее. А что на практике получается? Германия, и еще парочку государств себя обеспечат ресурсами, а Восточная Европа в очередной раз останется на обочине цивилизации. Уважаемые, не посчитайте мои слова повторением пропагандистских высказываний братьев Качинских. Но вместе с тем, не стоит закрывать глаза и на эту проблему, ибо разговоры и консультации это хорошо, но лучше, когда они подкрепляются реальными действиями.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?