Содержание символа

В хлопотной повседневности современный человек редко придает значение тому, насколько велико присутствие в нашей жизни зримых (флаг и герб), слышимых и произносимых (гимн) символов национального государства... Мнения: оглядываясь на май

В хлопотной повседневности современный человек редко придает значение тому, насколько велико присутствие в нашей жизни зримых (флаг и герб), слышимых и произносимых (гимн) символов национального государства. Направляя напечатанное на бланке ведомства или организации письмо, ходатайство, запрос либо получая из учреждения постановление, распоряжение или информацию, мы привычно не фиксируем наше внимание на присутствующей там госсимволике. А между тем она выполняет функцию постоянного поддержания «нацией — государством» своей идентичности как в мире, так и в массовом сознании граждан страны.


Отмеченный в нашей стране 10 мая в очередной раз праздник государственных герба и флага восходит к состоявшемуся 14 лет назад референдуму, который имел целью выявить отношение белорусов к предложениям Президента о путях дальнейшего развития страны. Проводя этот референдум, одним из важнейших вопросов которого была государственная символика, А.Лукашенко выполнял обещание, данное им избирателям в ходе состоявшихся за 10 месяцев до того первых президентских выборов. Итоги голосования по данному вопросу были, что называется, однозначными. 75,1 процента проголосовавших граждан высказались за новые герб и флаг. Для сторонников же сохранения госсимволов, введенных в 1991 г. после провала августовского путча — «бел–чырвона–белага» флага и герба «Пагоня» (к числу таковых, признаюсь, принадлежал и автор этих строк), — результаты были безотрадными: за сохранение этой символики выступила лишь пятая часть избирателей (20,5 процента).


Как почти всегда бывает в подобных исторических ситуациях, оценки исхода острых социально–политических конфликтов отличаются излишней категоричностью, одномерностью, отсутствием взвешенности в оценках и выводах. Так произошло и с результатами референдума 1994–го. Первое. И накануне референдума, и в последующие годы (и даже по сию пору) приходилось и приходится слышать и читать, что государственная символика — именно тот вопрос, который вообще не должен выноситься на всеобщее голосование. Мол, решать его должна корпорация соответствующих специалистов и — «прочь, непосвященные!»


Но не «заблудились» ли в историческом времени сторонники такого взгляда? Думается, заблудились! Ведь когда в 1882 году провозвестник науки о нациях и национализме Э.Ренан высказал мысль о том, что «существование нации представляет собой ежедневный плебисцит», ни французская, ни в целом тогдашняя европейская действительность не создали еще фундамента для буквального понимания и применения в политической практике этого блестящего афоризма. Лишь в следующем, ХХ веке всеобщее избирательное право как главный инструмент суверенитета народа стало универсальной нормой для мира. Стоит ли говорить о европейских государствах, все более часто практикующих в последние десятилетия всеобщее голосование, особенно референдумного типа, если даже такая, пожалуй, самая активно оппонирующая ныне Западу страна, как Иран, регулярно подвергает достаточно серьезным испытаниям свою политическую систему этим инструментом...


Второе. В анализе итогов референдума 1995 года должно, надо полагать, присутствовать еще одно соображение. Невозможно упускать из виду то обстоятельство, что ко времени проведения референдума бело–красно–белый флаг и «Погоня» уже почти 3 года были официальными государственными символами. И вот, несмотря на достаточно массированную их пропаганду через телевидение, радио, прессу, среднее и высшее образование, уличные акции, партийно–политические и общественно–культурные издания, три четверти проголосовавших граждан тем не менее высказываются за их замену и только одна пятая — против! «Комплекс ученичества» (прежде всего по отношению к прибалтийским единомышленникам) помешал, по всей видимости, национал–демократам понять то, что все эти годы «их народ», как регулярно на то указывали многие другие обновленцы, идет «не в ногу» с ними...


Третье. Результаты референдума по вопросу о госсимволике очень показательны еще в одном отношении. Они, кроме всего прочего, информировали и о результатах многолетней конкуренции двух исторических референтных эпох: «великокняжеско–бэнээровской» и «бээсэсэровской». Настойчивые попытки в период перестройки и первых лет независимости «привить» белорусскому массовому сознанию отношение к истории Великого княжества Литовского как к «золотым временам» белорусской государственности не завершились успехом. Еще меньше шансов в этом смысле было у Белорусской Народной Республики: и по причине того, что реально функционирующим государством она стать не смогла, и в немалой степени потому, что ряд ее видных деятелей сыграл впоследствии видную роль в коллаборационизме с гитлеровскими нацистами.


БССР же, хотя и не была независимым, но зато реально функционирующим протогосударством. Кроме того, как известно из истории, национальное сознание и национальная мифология «кристаллизуются» вокруг наиболее ярких эпизодов общенародной борьбы с иноплеменниками. И как раз самый яркий эпизод массового сопротивления захватчикам в белорусской истории оказался связанным с БССР, «республикой–партизанкой», в период фашистской оккупации.


Вот почему маятник общественных настроений двинулся в сторону признания тех свершений, которые при всех противоречиях и колоссальных трагедиях были достигнуты Беларусью в ходе советской модернизации. В свете этого куда как понятным становится и произошедший тогда поворот массового сознания к возрожденной «почти советской» государственной символике.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Версия для печати
Ihar Melnikau, Минск
А в чем собственно проблема? Никто национальную символику (Погоню, и бело-красно-белый флаг) не отрицает. Есть, конечно, некоторая часть старшего поколения, которая твердо ассоциирует эти символы с нацистскими пособниками, но это ведь тоже не совсем корректно. Островский, Кушель и прочие не придумали эти символы, а взяли их из прошлого. Богатого, скажу я вам прошлого. И сейчас белорусы среднего и молодого поколения более спокойно трактуют эти символы и не стараются искать какие то противоречия в их существовании. С другой стороны, под нынешними «бээсэсоровскими» государственными символами по сути дела сформировалась страна, вырос народ, та же молодежь, которая любит страну, болеет за ее спортсменов, отстаивает ее интересы на международной арене, доказывая, что Беларусь - это не край болот и сельских хаток, это не земля "тутэйших", не помнящих своей истории и не считающих себя народом, а современная высокообразованная европейская страна, со своей культурой, историей, своим прошлым, настоящим и будущим. <br /><br />Именно по этому, я не вижу противоречия в существовании двух символов у Беларуси. Оба они имеют права на жизнь, и оба связаны с различными этапами становления белорусской государственности.
саша
Если уважаемый автор публикации Олег Буховец вышел бы сейчас на улицу и остановил сто человек и спросил каждого,что сейчас изображено на государственном гербе республики Беларусь? Он получил бы не более двух-трёх процентов правильных ответов.О каком всенародном голосовании в таком случае может идти речь?!Жаль что мы не можем путём голосования избрать нашу сборную чемпионами мира по футболу.:(
АЮВ
Ох, доктор! Ох, политолог. А вы Олег, извините, на самом деле доктор? Ну, борода не показатель. А живете где? Не на Марсе, случаем? Если бы Вы кроме истории и политологии занимались ещё и социологией, я бы предложил Вам 10 мая выйти на улицу и спросит у 100 случайных прохожих - какой сегодня праздник? Результат Вы знаете? Уверен, даже не будучи социологом, знаете. 99 человек из 100 назовут, что это второй день Пасхи, день влюбленных, Победы или пожмут недоуменно плечами. Правда? Вопрос - почему? А народ не воспринимает праздник без выходного. Когда можно не пойти на опостылевшую работу, погулять и законно выпить. Вот когда бы Вы спросили - почему гуляем? Люди тут же бы ответили: а у нас сегодня праздник! День Герба и Флага! Которыми мы гордимся во все времена. Задайте другой вопрос? Когда в Беларуси день основного закона, сиреч Конституции. 99 человек из 100 или не ответят или ошибутся. Правда? Да вы и сами задумаетесь. И первое, что вспомните - 5 декабря. Угадал? А почему? Ответ см. выше. Во всех странах (кроме Беларуси) День Конституции, освобождения, благодарения, независимости, взятия Бастилии и другие общенациональные даты - выходные. Я бы даже сказал - праздничные. Когда проводятся памятные мероприятия, посвященные этим дням. Вспоминается история, что этому предшествовало. Люди к этому готовятся заранее. Потому и помнят. Помнят христианские праздники (несмотря на годы безверия и воинствующего атеизма) - на них всегда отдыхали и гуляли. Помнят даже как назывался День 7 ноября (хотя коммунисты оплеваны уже 20 лет). А когда день Флага не то что не помнят (можно забыть, то что знал) и не знали никогда. Хеллоу! Да, когда Хелуин я знаю - пропаганда однако и очень весело. А у вас у историков с политологами и идеологами ни хрена не получается. Зря хлеб жрете, однако.
Надежда Коношонок
Хочу не согласиться с автором первого комментария (Ihar Melnikau) по поводу возможности существования у Беларуси двух символов. Герб и флаг - это основные атрибуты государственности, те высшие символы, с помощью которых Республика Беларусь (да и любая другая страна) представляется во всем мире. И их не может быть несколько. Полярные точки зрения по поводу того или иного государственного символа существовать, конечно, могут. Но вот флаг и герб на определенном этапе развития государства должен быть только один. Бело-красно-белый флаг и герб "Погоня" - это символы одного из прошлых этапов в развитии нашей страны. И ныне действующая государственная символика Беларуси не возникла спонтанно, а прошла долгий путь становления и развития. Она олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории.<br /><br />Мы хорошо знаем историю, но наши взгляды устремлены не в прошлое, а в будущее. Современные герб и флаг Республики Беларусь наиболее полно отражают исторические и духовные черты нашей нации, как нельзя лучше выражают думы, чаяния и надежды нашего народа, мирные и созидательные устремления белорусского государства.<br /><br />А тем, кто хорошо не знает основные черты нашего Государственного флага и почему у белорусского герба именно такой облик, я советовала бы прочитать соответствующую литературу. Узнаете много интересного.
саша
Надежда!Потратьте пожалуйста ещё пять минут и объясните комментарием новым,каким образом "современные герб и флаг Республики Беларусь наиболее полно отражают исторические и духовные черты нашей нации"?И как называется нация,если это конечно не секрет и не пустые разглогольствования?Заранее благодарен.
Никита
Надежда вы пишете: современные герб и флаг Республики Беларусь наиболее полно отражают исторические и духовные черты нашей нации, как нельзя лучше выражают думы, чаяния и надежды нашего народа, мирные и созидательные устремления белорусского государства. Это вы откуда взяли? Из учебника по идеологии? Так здесь не экзамен и вам никто за это оценку не поставит. А если вы действительно так считаете, то будьте любезны расскажите нам невеждам какие «думы, чаяния и надежды нашего народа и устремления белорусского государства» выражают эти символы.
Скептик
В самом деле, а что там у нас на гербе? может почитать, хоть буду знать...А вообще,зачем мне это надо??
АЮВ
Надежде Коношонок. Полностью согласен! На опреленном этапе - свой герб, флаг и другие символы. И согласен, что всё возникает не спонтанно, долгий путь становления и развития. Не приветствую "Погоню" и бело-красно-белый флаг. Я русский по рождению, менталитету и воспитанию. И это мои предки когда-то получили от ваших предков по соплям. Ну получили и получили. История. Но, уважаемая, у тех символов которые вы пытаетесь отвергнуть гораздо более исторический путь развития, более долгий путь становления и свершений. В том числе и "сопли" моих предков. Читайте "Слово о полку Игореве". Не хотите? ради бога, Читайте современные белорусские СМИ. Как мы долго целовали в ж...и другие места потомков Радзивилов, приехавших на свою историческую Родину. Под каким флагом они жили? Какая история и сколько веков наполняла их паруса. И это была великая история, Великого государства. Несколько сотен лет. А теперешнему флагу сколько годов? Что сделано? Да! То государство пало, под нашествиями "дружеских" соседей. Но это не умаляет его величия, не умаляет Статута ВКЛ (законов) - самых прогрессивных на то время. Точно также как падение Римской Империи, не умаляет её величие и значимость в веках. И падение Византийской империи - не отменяет её символ (герб) - двуглавый орёл, на российских знаменах и орденах нашего времени. Так-то, Надежда. Читайте Суворова. Но не Александра.
Ihar Melnikau, Минск
Уважаемая Надежда!<br /><br />Согласитесь вы со мной или нет, но объективная реальность такова, что у нас есть официальный герб и флаг, и есть национальные исторические символы. <br /><br />Нельзя запрещать и вычеркивать из сознание людей бел-чырвона-белы сцяг и "Пагоню", хватит нам исторических антагонизмов и угодных и не угодных эпизодов национальной истории. Уверяю Вас, что если бы, не дай Бог, власти запретили использование национальных символов (имею в виду «Погоню» и белорусский триколор), эффект был бы обратный. На улицу вышли бы люди, которые сейчас спокойно "переваривают" существование обоих символов и не видят в этом противоречий. Нельзя у народа забирать часть его истории. Повторюсь, подонки-коллаборационисты несколько омрачили символ "Погони", но этот эпизод настолько ничтожен в вековой истории этого герба, что он не может поставить под сомнение право на его существование. <br /><br />Что же касается нынешнего герба и флага, то именно под ним состоялась нынешняя Республика Беларусь, и по этому, белорусы обязаны уважать эти символы.
Заполните форму или Авторизуйтесь
 
*
 
 
 
*
 
Написать сообщение …Загрузить файлы?