"Лiстапад" подводит первые итоги

Содержание и его формы

Первые награды XXIII Минского международного кинофестиваля «Лiстапад» уже вручены. Лучшим фильмом конкурса национальных киношкол международное жюри признало документальную картину «Мой друг Янив» из Израиля, а «Золотой «Лiстападзiк» — главную зрительскую награду конкурса детского кино — получил азербайджанский «Урок».


Мнения публики «Лiстападзiка» на этот раз с точкой зрения жюри серьезно разошлись. Профессиональные судьи отметили дебют в детском кинематографе титулованного Мишеля Гондри, получившего «Оскар» за фильм «Вечное сияние чистого разума», и единодушно отдали голоса его новой картине «Микроб и Бензин» о юных изобретателях из пригорода Парижа. Зрителям же оказалась ближе история Рафика Алиева и Джавида Таваккула — в своем роде также «дебют» киностудии «Азербайджанфильм», где кино для детей не снимали уже более 30 лет.

Вообще, если судить по программе нынешнего «Лiстапада», режиссеры бывших соцстран, на которых наш кинофорум обращает традиционно повышенное внимание, больше всего озабочены поисками ответов на два актуальнейших вопроса: возрождение национального кинематографа и выявление новых возможностей для съемок. Немало фестивальных картин презентуются как «прорыв» и «явление», выдвигаются на соискание премии «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Одновременно в конкурсах как никогда много совместных работ порой в самых неожиданных сочетаниях. Документальный «Парк Ленина», например, коллективный проект Мексики, Кубы и Франции, в создании «Сьераневады», картины, претендующей на одну из главных наград конкурса игрового кино, и вовсе приняли участие 5 стран. Почти половина всех конкурсных фильмов — совместное кинопроизводство.

Хотя свою основную фишку — зрительское голосование — «Лiстапад» сохраняет. Но в этом году минский кинофестиваль в основном ориентируется на тех, кто создает фильмы. Для общения профессионалов здесь создана специальная индустриальная платформа, где авторитетные гости — успешные продюсеры и люди, занимающиеся отбором фильмов для знаковых кинофестивалей, — ежедневно делятся собственной точкой зрения на перспективное кино, рассуждают о возможностях совместного кинопроизводства, альтернативных поисках финансирования авторских и коллективных проектов. Со зрителями гости «Лiстапада», среди которых практически нет известных всем и каждому актерских имен, если и встречаются, так только в кинозале, накануне показов. Наибольший интерес у публики предсказуемо вызывает внеконкурсная программа самых громких фильмов года, объединенная общим названием «Львы, медведи, пальмовые ветви». И довольно неожиданно — экспериментальный национальный конкурс, за призы которого борются 24 игровых, документальных и анимационных фильма, снятых в большинстве своем независимыми молодыми кинематографистами и зачастую — вопреки всем законам кинопроизводства.

Вообще, довольно любопытно вместе с «Лiстападам» оценить завтрашний день кинематографа. Для зрителей до последнего фестивального дня будет работать аттракцион сферического кино, сеансы которого проходят в специальных очках виртуальной реальности, позволяющих полностью окунуться в происходящее на экране. Впрочем, 3D–кино уже никто не считает аттракционом. Возможно, когда–нибудь компьютерные очки окончательно вытеснят привычный белый экран. Однако как бы ни менялась форма кино, сегодняшняя публика «Лiстапада» голосует за содержание.

cultura@sb.by

Советская Белоруссия № 215 (25097). Среда, 9 ноября 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter