Каким должно быть пособие по безработице?

Сочтите за труд

Уровень зарегистрированной безработицы на май этого года составил 1,2 процента к численности экономически активного населения. Цифра не критичная, но она заставляет задуматься: еще в начале прошлого года показатель держался на уровне десятых долей процента. О том, как решить эту проблему, рассказал старший исследователь Центра социально-экономических исследований (CASE Беларусь) Владимир Валетко.



— Страхование от безработицы сегодня широко применяется в разных странах, к примеру, в Дании, Германии, Японии, Вьетнаме. При этом подходы используются разные. Какой подошел бы нашей стране?

— Для нас, на мой взгляд, наиболее приемлемым вариантом можно считать предложение Всемирного банка, озвученное в 2014 году. В частности, предлагается в долгосрочной перспективе перейти к страхованию от безработицы, когда за счет взносов работников формируется фонд, из которого потом выплачивается пособие. После истечения периода выплат, который сегодня составляет 6 месяцев, работники переходят на социальную адресную помощь. Проблема в том, что страхование потребует повышения отчислений с заработной платы. Они у нас и без того высокие,  и сейчас это основная преграда для введения дополнительного взноса для страхования от безработицы. Поэтому такой переход — вопрос долгосрочной перспективы.

— Но проблему нужно решать сейчас. Какие существуют механизмы?

— Можно организовать помощь по безработице, ограничив ее бюджетом прожиточного минимума. Это уже обсуждалось. Деньги должны выплачиваться не из ФСЗН, а из средств бюджета. Для этого нужно с умом распорядиться тем, что имеем. В частности, порядка 4 процентов ВВП мы расходуем в виде субсидий неэффективным предприятиям. При этом на пособия по безработице — 0,005 процента ВВП.

То есть осуществляется защита рабочих мест, а не безработных. Чтобы обеспечить пособия по безработице для 5 процентов экономически активного населения — это максимальный уровень, что может быть у нас, нам нужно, по моим оценкам, 0,2 процента ВВП.

То есть достаточно эти самые 4 процента ВВП разделить на две части: первую направить на выплаты безработным, вторую — на поддержку производств (3,8 процента ВВП). Со временем уровень субсидий нужно снижать, однако одним махом вопрос не решить: среди предприятий, которые испытывают трудности, много градообразующих.

— Сегодня у нас состоящие на учете получают пособия до 2 базовых величин (420 тысяч рублей). Очевидно, что, с одной стороны, есть стимул к поиску работы. С другой — прожить на эти деньги сложно. Как найти баланс?


— Это непростая задача. Достаточно инновационный механизм реализован в Чили. Формируется фонд, где открыт сберегательный счет. Отчисления вносятся как нанимателем, так и работником, вводится принцип самоконтроля: каждый работник обязан переводить на него долю заработка. С этого счета он получает пособие по безработице.

А после, когда человек трудоустроился и проработал до пенсии, деньги с этого счета становятся частью его пенсионных сбережений. Таким образом, чилийская система стимулирует возвращение на рынок труда.

Что касается нашей нынешней системы, так было не всегда. Раньше у нас была привязка не к базовой величине, а к минимальной заработной плате. Законодательно у нас заложена хорошая система пособий по безработице — 70 процентов заработной платы по предыдущему месту работы первые три месяца, 50 процентов — следующие три месяца, потом безработный может пользоваться адресной социальной помощью. Проблема в том, что в 2007 году пособие отвязали от минимальной заработной платы и привязали к базовой величине. Такое решение было принято, поскольку уровень зарегистрированной безработицы был очень низким. Сейчас мы имеем дело с последствиями этого решения.

— Что делать тем, у кого рабочего стажа нет или он невелик?

— Размер пособия для них сегодня менее одной базовой величины. Страхование безработицы в этом случае тоже не лучший выход, поскольку нет стажа — нет накоплений в фонде отчислений. Поэтому государство ищет другие способы защиты. В частности, речь идет о молодежи. Например, в прошлом году были предложены изменения в Закон “О занятости населения”: речь шла о том, что Минтруда будет компенсировать нанимателям часть издержек по первому контракту работника-выпускника.

— Зарегистрированные безработные сегодня могут бесплатно пройти переподготовку или повышение квалификации, получить субсидию на открытие своего дела. Насколько это эффективно?

— Нужно разделять активные меры на рынке труда — это и есть переподготовка, повышение квалификации, субсидии на открытие своего дела и прочее, и пассивные — пособия по безработице. В идеале, если рынок труда и его институты, в частности, система образования, работают хорошо, отпадает необходимость в пособии по безработице. Будет достаточно активных мер. Но для этого необходим целый комплекс мероприятий по налаживанию согласованности образовательной системы с потребностями рынка труда.

С другой стороны, нужно понимать, что от безработицы никуда не уйти. Идет развитие экономики, появляются инновации, прежние технологии устаревают — это происходит во всем мире. Задача государства — уметь предвидеть эти изменения и через образование, через своевременную переподготовку кадров снижать уровень структурной безработицы.


Готовы ли вы освоить новую профессию?


Об этом жителей Гомельщины спросил корреспондент “НГ” Станислав Галковский.

Сергей Крыж, анестезиолог-реаниматолог высшей категории Гомельской областной клинической больницы:


— Я придерживаюсь такого мнения, чтобы каждый занимался своим делом. Вы же не хотите, чтобы на операционном столе вас оперировал полухирург, а наркоз подавал член кружка любителей анестезии. Поэтому и мне хочется, чтобы мою машину ремонтировал профессионал, ремонт в квартире делал профессионал, одежду шил профессионал. Для любого развитого общества характерна высокая степень глубины разделения труда.

Ксения Ивкина, преподаватель английского языка гомельской школы № 72:


— Пока нахожусь в декрете и серьезно увлеклась творчеством. Создаю подиумные и фантазийные прически, макияж. Уже провела несколько выставок. Мне нравится быть стилистом, это мое хобби. Возможно, будущая профессия. Я уверена, человек должен меняться в процессе жизни, постигать новое, иначе он не будет интересен ни окружающим, ни себе.

Александр Добриян, журналист:

— У меня такая работа, что новый день — новая профессия. Сегодня я культуролог, завтра экономист, в пятницу криминалист, в зависимости от тематики сюжета, который снимаю. Профессия журналиста позволяет попробовать себя в самых разных профессиях, менять роли, утверждать шекспировское, что жизнь театр. Кстати, после работы примеряю на себя профессии воспитателя и няньки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter