Эксперты анализируют сочинские заявления президентов Беларуси и России

Сочинская встреча — сигнал всей европейской бюрократии

«У нас срывов практически нет. Развитие нашей экономики и вообще существование наших государств изменилось резко даже за три последних месяца. Нам предсказывали крах, гибель и так далее. Но жизнь многообразна: мы кому-то нужны, нам кто-то нужен. И мы нашли тех партнеров, которые с нами успешно работают, с которыми мы работаем и продвигаем нашу экономику», — эту яркую цитату и иные заявления ­Президента Беларуси Александра ­Лукашенко, сделанные в ходе переговоров с российским коллегой Владимиром Путиным в Сочи 26 сентября, эксперты назвали во многом знаковыми. На что еще обращает особое внимание экспертное сообщество?

Георгий Гриц, кандидат экономических наук, профессор:

— Сочинская встреча показала, что отношения наших стран становятся еще более прагматичными и конкретными. Если в прошлом имели место то «молочная война», то «сахарная», а к нам нередко относились как к младшему брату, то ныне видна искренняя заинтересованность России.
Мы в самом деле сегодня плечом к плечу стоим на защите национальных суверенитетов.
И мериться сегодня тем, кто старший брат, а кто младший, уже неуместно. Скорее, напрашивается аналогия с Великой Отечественной войной, когда перед внешним врагом сплотились все национальности, понимая, что за тобой стоит Родина.

Меня приятно удивила и порадовала новость о том, что российская сторона попросила Беларусь принять участие в конкурсном управлении «брошенных активов» — около 950 иностранных компаний, ушедших из России, мощных активов, на которых во многом держался технологический уровень Российской Федерации в машиностроении, обрабатывающей промышленности, логистике. На днях наш посол в Москве Дмитрий Крутой, напомню, сообщил: «На уровне Министерства промышленности России составлен перечень брошенных европейцами бизнесов. Мы сейчас этот перечень получим. И российские коллеги предложили нашим бизнесменам, крупным и средним, поучаствовать в управлении этими компаниями, которые остались». Такое предложение дорогого стоит. Это неожиданно и показывает отношение российского руководства к Беларуси.

Я вижу два тренда, которые будут свойственны промышленности обеих стран.  
Первый — локализация собственных компетенций, в том числе в области критического импорта. Второй — локализация совместных компетенций белорусско-российских проектов. 
Это компетенции, которые создавались годами: скажем, автомобильные комплектующие (у нас даже холдинг есть «Автокомпоненты»). Мы помним, как останавливались весной — летом даже такие гиганты, как АвтоВАЗ, потому что не было комплектующих. Или как производили одно время автомобили без подушек безопасности — а это никуда не годится. В свою очередь, порт под Санкт-Петербургом (морской порт Усть-Луга. — Прим. ред.) софинансируется из бюджетов двух стран, причем возводится он в формате государственно-частного партнерства. Есть множество и проектов поменьше, но также весьма важных, о которых много говорили в ходе недавней поездки нашего Премьер-министра в Казань.
Иными словами, сохраненные нами в течение многих лет и десятилетий компетенции, которые подвергались долгое время неслыханной критике, формируют сегодня новую белорусско-российскую повестку дня. А наиболее явный тренд в средне- и долгосрочной перспективе — интеллектуальные системы, в основе которых лежат информационные технологии.
Николай Щёкин, кандидат философских наук, доцент:

— Рабочая встреча Александра ­­Лукашенко и Владимира Путина в очередной раз демонстрирует всему миру и прежде всего белорусскому и российскому обществу постулат о незыблемости союзнических отношений. В Беларуси знают, что для нашего ­­Президента главным всегда была эффективность принятых и реализуемых решений, их результативность. Нынешняя встреча — это сверка часов и планирование совместных действий в условиях безумных и абсурдных действий Запада.

Итоги последних месяцев тесного социально-экономического и политического взаимодействия двух стран в рамках Союзного государства впечатляющие. Они ярко показали, что можно и нужно работать самим, без Европы. Технологический и кадровый уровень позволяет и Беларуси, и России самостоятельно решать текущие и стратегические проблемы и вопросы в сфере промышленности, АПК и других.
Три прошедших месяца показали, что Беларусь и Россия могут не только эффективно сотрудничать во всех сферах взаимодействия, но и добиваться реальных результатов в ускоренном режиме — на фоне рецессии мировой экономики, санкционного шантажа и информационной войны. Союзное государство стало эталоном мирного развития народов и государств.
Вопросы, которые поднимались на встрече, — о политике Запада, международном сотрудничестве, европейских «партнерах», мобилизации — стали предметом глубокого анализа. Многие прогнозы Александра ­­Лукашенко сбылись. Так, еще 27 сентября 2021 года ­­Президент говорил: «На Украину тащат натовские войска». Так и получилось. В связи с этим региональная безопасность — вопрос для Беларуси архиважный. При этом Глава государства еще раз подтвердил четкую позицию, что готов — на равных условиях, без чванства, снобизма и надменности со стороны Запада — сотрудничать.

Сама встреча носила эксклюзивный и нетривиальный характер. Каждый экономический проект, все межгосударственные договоренности подвергаются ревизии. Оценивается эффективность их реализации. Кстати, по-другому ­­Президент и не умеет работать. Все должно быть на контроле и в действии. Думаю, некоторые на Западе засуетились и отлично уже понимают упущенную выгоду и свою глупость, которая довела до разрушения европейской экономической модели.
Сочинская встреча — это сигнал всей европейской бюрократии: одумайтесь, остановитесь и начните конструктивный диалог, в противном случае — разруха.
Слова ­­Президента должны стать девизом белорусской нации и каждого гражданина: «Наш курс правильный. Наше дело правое. Победим. У нас выхода другого нет». Это слова мужественного человека, настоящего лидера и личности мирового масштаба.

Ольга Петрашова, заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам:

— В Сочи прошла очень важная с политической точки зрения встреча президентов Беларуси и России Александра Лукашенко и Владимира Путина. Традиционно был затронут широкий спектр вопросов, в числе которых экономика, вопросы национальной безопасности, взаимодействие стран Союзного государства в различных отраслях.

Как отметил Александр Григорьевич, наши страны действительно изменились за последнее время. Несмотря на различные попытки расшатать ситуацию в стране и удушить нас при помощи санкций, мы выстояли и продолжаем развиваться. И здесь нашим оппонентам хочется напомнить слова Главы государства: «Европе и всем очумевшим, кто находится за океаном, пришло время задуматься».

Мы видим многочисленные попытки стран коллективного Запада затормозить процесс формирования многополярного мира. Против Беларуси развязана дипломатическая, экономическая, санкционная, информационная и другие формы гибридной войны. Нас активно пытаются втянуть в горячую фазу конфликта. Втянуть, чтобы уничтожить как суверенное и независимое государство.

Западным политикам пора наконец уяснить, что этого не будет. Стран, которые разделяют претензии США на мировое господство, становится все меньше. В Европе значительно возрастают протесты и недовольство, связанные с ростом цен на газ и отопление, нехваткой продовольствия. Может быть, пора снять корону и начать вести конструктивный диалог?  
Западу сегодня не помешали бы открытость и уважение, силы и воля для конструктивного диалога. Европе пора признать, что сильной она может стать только при условии налаживания диалога и сотрудничества с Беларусью и Россией.
­­Президент не единожды говорил о том, что мы открыты и готовы к конструктивному диалогу и сотрудничеству. Но, как правильно отметил Глава государства в ходе переговоров в Сочи, диалог будет возможен только при условии жить с нами в мире и уважении. Унижения и оскорбления никто терпеть не будет.

Тысячи людей собрались в Дублине в эти выходные, чтобы выразить протест против стремительного роста цен.
Фото mixnews.lv

Юрий Шевцов, политолог:

— Сейчас над Европейским союзом как над проектом возникла огромная угроза. Он может рухнуть в любой момент. Внутри ЕС определилось несколько очень мощных разломов. Это восточноевропейские страны и Германия, это националисты, усиливающиеся во многих странах Евросоюза, как мы видим на примере недавних выборов в Италии. Им очень не нравится политика Брюсселя.

Если произойдет развал ЕС, то это будет означать возобновление в Европе массы конфликтов. Прежде всего это уже наметившийся конфликт между Германией и Польшей, между Германией и Францией, который обязательно возобновится, война на Балканах, которая вот-вот может вспыхнуть, и так далее.
В этом смысле нельзя не отметить позицию Беларуси. Признавая всю сложность отношений с ЕС и несправедливость многих обвинений нашей страны со стороны Брюсселя, мы продолжаем выступать за сохранение Европейского союза. Это позиция страны, которая чувствует ответственность за мир в Европе.
Александр ­­Лукашенко в ходе сочинских переговоров со своим российским коллегой подтвердил позицию Беларуси и то, что сейчас наша страна не стремится перейти к конфронтации отношений с Евросоюзом, несмотря на все происходящее в Украине.

celyuk@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter