«Сочинение ученика 9-го класса Николая Пинигина»

В  Минске появился  спектакль, на  который  невозможно достать  билеты. Играют  не  приезжие гастролеры и  не  российские  знаменитости. Играют  наши

В  Минске появился  спектакль, на  который  невозможно достать  билеты. Играют  не  приезжие гастролеры и  не  российские  знаменитости. Играют  наши 

Билеты совсем не дешевые. И повесть Николая Васильевича Гоголя о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем, изучают в школе, потом забывают. Рекламы особой тоже не было. Однако оказалось, что весьма тихая и чуть унылая театральная жизнь столицы способна вызвать небывалый прилив чувств и страстей не только у специалистов, но и у простых зрителей. Что для этого надо? Собрать вместе несколько хороших артистов и пригласить хорошего режиссера. 

Вообще-то, хороших у нас во всех театрах немало. Правда, они растворяются в чем-то, как ложка сахара в ведре воды. Сами же театры их вяло используют и совершенно не просчитывают, как сделать хорошее первоклассным. А вот агентство «Альфа-концерт» все продумало и просчитало. Для успеха понадобились: талантливый мастер из Санкт-Петербурга режиссер Николай Пинигин, восходящая молодая звезда сценографии Алеся Снопок, лучшие комики столицы Виктор Манаев, Сергей Журавель, Виталий Быков, Елена Сидорова и Геннадий Фомин. В эту команду «высшей лиги» попал нечасто, к сожалению, играющий купаловец Сергей Кравченко и уникальный человек-оркестр Леонид Клунный. 

Неторопливая гоголевская проза – прекрасный многословный текст – не слишком привлекательна для удержания внимания зрителей. Тут все льется от смеха к тоске, меланхолии и кошмару. Истинное, неповторимое, гоголевское в духе нашего времени. У него сатира романтическая, реализм – фантастический, а подход к действительности гиперболический. А чтобы подчеркнуть переложение старой истории о ссоре двух стариков на сегодняшний лад, режиссер сделал полную юмора деликатную инсценировку и назвал ее «Сочинение ученика 9-го класса Николая Пинигина». Какой-нибудь девятиклассник, изучающий по программе русскую классическую литературу, легко перенесется из украинского села 19-го века в современный дачный кооператив и охотно посмеется над невинно брошенной фразой: 

— Вы, право, гусак! 

Сегодня и более крепкие выражения не воспринимаются как оскорбление. Эта же смешная обида одного Ивана на другого переросла во вражду на всю оставшуюся жизнь и испортила эти обе жизни окончательно. Как оказалось, сложно любить людей со всеми их слабостями, мелочами, заблуждениями! А ведь именно к этому призывал Гоголь, повествуя о своих достойных внимания маленьких людях. 

В спектакле присутствуют все угадываемые реалии дачной жизни пенсионного населения: собрание кооператива с докладами по советским схемам, застолья из выращенного на грядках, донашивание одежды полувековой давности. Иван Иванович (Виктор Манаев) — бывший оперный певец в аккуратном цветастом фартучке, смешной беретке и с четкими приметами людей этого круга. Иван Никифорович (Сергей Журавель) – отставник, грубоватый и бесцеремонный, любитель выпить, обставивший свой быт тем, к чему привык в казарме. Противоположности, как известно, сходятся. Но также и внезапно разлетаются, высекая искру, способную разжечь костер вражды. 

Циркулирующие в жизни обиды, сплетни, недомолвки, непонятки и случайности способны здорово испортить любое существование. Гоголь написал о том, как это мелко, неправильно и опасно. Оказалось, что все возможно тогда и сегодня. 

Веселье и непрекращающийся хохот стихают на трагическом финале, когда в церкви, укутанные в женские платья, два старика ставят свечки и еще хотят судиться и мстить, мстить, мстить. От здорового смеха к кошмару жизни, добровольно исковерканной самим человеком, ведет нас этот спектакль. Здесь все как у Гоголя: струны смеха дрожат вместе со струнами сочувствия, восторга, любви, всепрощения. 

На снимке: Николай ПИНИГИН.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter