Событие года: Астана, 29 мая

Центральным событием года для стран Таможенного союза и Единого экономического пространства станет подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, которое состоится сегодня в Астане

Центральным событием года для стран Таможенного союза и Единого экономического пространства станет подписание Договора о Евразийском экономическом союзе, которое состоится сегодня в Астане

Об этом заявил Владимир Путин во время пленарного заседания 18-го Петербургского международного экономического форума.

– Договор должен вступить в силу с 1 января 2015 года. Будет создан единый рынок трех стран с общим населением свыше 170 млн человек, со свободным движением капиталов, товаров, услуг, рабочей силы. Существенно расширятся возможности для бизнеса, для реализации совместных инвестиционных и кооперационных проектов, для проведения согласованной макроэкономической политики, для координации на внешних рынках, – подчеркнул глава российского государства.

Владимир Путин высказался за развитие взаимодействия между будущим Евразийским экономическим союзом с Европейским союзом. «Правда, европейские коллеги до сих пор отказывались разговаривать с Таможенным союзом, упирая на то, что с каждой страной в отдельности Евросоюз готов работать, а с объединением – пока нет. Странная логика, потому что мы готовы работать и работаем и с отдельными странами ЕС, и с Евросоюзом в целом, с Брюсселем. Непонятно, почему должна быть разница в подходах», – сказал Президент России.

Послужить возрождению промышленности как локомотива экономики в странах СНГ может объединение рынков, ресурсов и активов. Об этом заявил председатель Правления Евразийского банка развития (ЕАБР) Игорь Финогенов, выступая в рамках Петербургского международного экономического форума на деловом круглом столе «СНГ – современная реальность и вызовы устойчивому развитию».

По его мнению, для этого должна проводиться общая промышленная и научно-технологическая политика, которая бы учитывала потребности всех участников интеграционных проектов. «Несмотря на очевидную ведущую роль России как крупнейшей экономики региона, необходимы и другие активные игроки, – продолжил глава ЕАБР. – В этом плане очень важно сохранение активной роли Казахстана как локомотива интеграции и содержательное участие в интеграционных проектах других стран региона, в том числе участников ШОС».

На наш взгляд, отметил Игорь Финогенов, заслуживает рассмотрения идея развития трансграничных компаний и холдингов, имеющих переплетенные активы в странах ЕЭП. Именно они могут сформировать основу долгосрочной экономической интеграции. По оценкам ЕАБР, таких отраслей вне нефтегазового сектора на постсоветском пространстве порядка 10–12. Это черная и цветная металлургия, коксохимия, удобрения, энергетическое и железнодорожное машиностроение, тяжелое автомобилестроение, авиа- и вертолетостроение, космическая отрасль и АПК, особенно в зерновых культурах.

Глава ЕАБР также считает, что развитие экономической интеграции зависит от того, насколько успешной будет реальная «интеграция снизу» – рост взаимной торговли, трансграничных инвестиций, цивилизованной трудовой миграции.

Член Коллегии (министр) по энергетике и инфраструктуре ЕЭК Д. Ахметов, выступая с трибуны IX Международной конференции по транспортно-транзитному потенциалу «Трансъевразия-2014», прошедшей в Астане на площадке VII Астанинского экономического форума, отметил, что ключевым элементом развития инфраструктуры ЕАЭС будет проведение скоординированной (согласованной) транспортной политики. Один из ее основных приоритетов – создание общего рынка транспортных услуг. Общий рынок транспортных услуг подразумевает под собой либерализацию доступа к рынку услуг, установление единых подходов по развитию конкуренции и предотвращению недобросовестной конкуренции, формирование унифицированной тарифной политики, устранение нефизических барьеров.

По его словам, существенному росту транзитной привлекательности стран будущего ЕАЭС способствует создание железными дорогами Беларуси, Казахстана и России объединенной транспортно-логистической компании (ОТЛК). Доля транзитных перевозок из Китая в Европейский союз через территорию Единого экономического пространства (ЕЭП) железнодорожным транспортом увеличится более чем в 10 раз. В соответствии с планами к 2020 году доходы от использования инфраструктуры ОТЛК составят 1,6 млрд долларов, кумулятивный вклад в ВВП наших стран – 11,1 млрд долларов, появится более 43 тысяч новых рабочих мест, общий грузооборот превысит 4 млн контейнеров.

Относительно «Единого евразийского неба» Д. Ахметов сообщил, что оно будет создаваться поэтапно и с учетом интересов всех стран Евразийского экономического союза. Он напомнил, что формирование «Единого евразийского неба» предусматривает создание общего рынка авиационных услуг и единой зоны транспортировки воздушным транспортом. Проект будет способствовать превращению воздушного пространства ЕЭП в востребованный транзитный мост между Европой и Юго-Восточной Азией и другими континентами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter