Собственный лабиринт

Как не запутаться в правах
Как не запутаться в правах

Сегодня мы поговорим о собственности. Этот древний институт права позволяет человеку покупать, дарить и завещать движимое и недвижимое имущество. Пределы права собственности могут быть различны в каждой стране и ограничены национальным законодательством. И если в Великобритании наследница аристократического рода Патрисия О’Нил завещала 60–миллионное состояние и недвижимость в Южной Африке любимцу шимпанзе, то проблемы отечественных владельцев жилья куда более прозаичны. В Беларуси, например, сохранен институт прописки, который зачастую мешает владельцу квартиры ею свободно распоряжаться. Кроме того, приватизированное жилье не всегда можно свободно продать, а благородство бывшего мужа, оставившего после развода квартиру жене и детям, может иметь для него негативные последствия. Какие?

Об этом нам расскажет эксперт «Квартирного вопроса», начальник управления правового регулирования социальной деятельности государства Министерства юстиции Галина Петровна Подрезенок.


«Несколько лет назад я развелся с женой и женился во второй раз. Сыну уже скоро 4 года. На предприятии сейчас формируется ЖСК, я внес деньги на изготовление документации. Но в горисполкоме мне отказывают в строительстве квартиры, мотивируя тем, что я намеренно ухудшил свои жилищные условия и теперь должен ждать 5 лет, чтобы иметь возможность снова стать на учет нуждающихся в жилье. Из кооператива меня исключили, квартиру предложили другому человеку, а мне вернут первоначальный взнос. Но справедливо ли это?»

Владимир Карага, Солигорск.

— Тут ситуация несколько иная. Человек был обеспечен жильем, но развелся, оставил бывшей супруге квартиру. Женился во второй раз, вступил в ЖСК по месту работы, предполагая, очевидно, что государство выделит ему льготный кредит. Однако откроем Жилищный кодекс. Граждане, ухудшившие свои жилищные условия путем разрушения, порчи, обмена, раздела, изменения порядка пользования жилым помещением, отчуждения пригодного и достаточного для проживания жилого помещения, принадлежащего им на праве собственности, вселение других лиц, кроме супругов, не принимаются на учет нуждающихся в течение 5 лет с момента ухудшения жилищных условий.

С одной стороны, гражданин Карага поступил гуманно и благородно — оставил свою долю в квартире бывшей жене. Но право собственности за ним сохраняется, как, впрочем, и возможность строить новое жилье за счет своих средств. А с помощью льготного кредита государства, увы, только через 5 лет. Как говорится, закон суров, но это закон.


«Я подполковник в отставке, проживаю в военном городке Станьково Дзержинского района. Мне идет 76–й год. Я остался один и нуждаюсь в постоянной помощи. Дочь, которая могла бы за мной ухаживать, живет в Узде. Поэтому я хотел продать свою приватизированную квартиру в военном городке и на вырученные деньги купить квартиру в Узде, чтобы быть поближе к дочери. Но куда бы я ни обращался — всюду отказ. Говорят, продажа квартир в военных городках запрещена приказом министра обороны и постановлением Совмина. Тогда у меня вопрос: почему никто не информировал нас, когда мы приватизировали свои квартиры в городке, что их нельзя будет продать никогда? И зачем нужна такая собственность, которой невозможно распоряжаться по своему усмотрению?»

Василий Мучичка.

— В соответствии с положением о порядке купли–продажи квартир (домов), утвержденным постановлением Правительства от 31 августа 1993 года N 589, не подлежат продаже квартиры, расположенные в обособленных военных городках, определяемых Министерством обороны. В 1997 году Минобороны утвердило перечень таких населенных пунктов, куда включено и Станьково. Значит, территория этого военного городка для государства стратегически важна. Поэтому до 1997 года гражданин Мучичка мог продать свою приватизированную квартиру, теперь — нет. Могу обнадежить его лишь тем, что периодически Минобороны пересматривает перечень стратегических объектов.

Кроме того, в данном случае возможна расприватизация жилья. Правда, практика решения таких споров мне неизвестна. Но как я предполагаю, приватизация шла с использованием жилищной квоты, то есть чеков «Жилье». Человеку их должны вернуть. Однако цена такой квартиры однозначно не будет рыночной.


«Я — мать-одиночка. Воспитываю 2-летнюю дочь. В Улуковском сельсовете в Гомельском районе, где я прописана, организовался ЖСК. Я решила строить однокомнатную квартиру. С лета 2004 года на счет ЖСК внесла уже 710 тысяч рублей. Строительство дома началось. Но в январе нынешнего года, когда пришла пора открывать кредитную линию, в Гомельском райисполкоме мне отказали в строительстве однокомнатной квартиры, а настаивают, чтобы я строила двухкомнатную. Ссылаются на то, что дочь моя вырастет и станет на расширение. Я бы, конечно, с радостью, но Беларусбанк кредитует только 40 квадратных метров, а за остальные 20 квадратных метров двухкомнатной квартиры мне придется внести 14 миллионов рублей. У меня нет таких денег и помощи ждать неоткуда. Так что, мне теперь всю жизнь с малолетней дочкой на руках жить на частных квартирах? И почему супругам можно строить однокомнатную квартиру. Или предполагается, что у них не будет детей?» Наталья Лихач, д. Ларищево, Добрушский район.

— Очень странно. Мне казалось, что после решения Межведомственного совета по проведению жилищной реформы при Правительстве в ноябре прошлого года подобных вопросов быть не должно. Но раз уж они возникают, давайте поговорим.

Ни Жилищный кодекс, ни Указ Президента N 185 от 14 апреля 2000 года о предоставлении гражданам льготных кредитов на строительство и приобретение жилья не содержат буквальной нормы, устанавливающей взаимосвязь между правом на получение льготного кредита и утратой основания состоять на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий. Более того, в законодательстве не раскрыто само понятие — «улучшение жилищных условий». Однако давайте рассуждать. Разве переезд из общежития в отдельную квартиру — это не улучшение условий жизни? Запрещать семье решать жилищную проблему с учетом материальных возможностей неоправданно. Подобная практика нарушает конституционное право человека на жилище. Такова позиция Минюста, и она была поддержана на заседании Межведомственного совета по проведению жилищной реформы. Было принято и разослано в исполкомы соответствующее решение о недопустимости подобного рода ограничений. Подошла у семьи из двух человек очередь на льготный кредит, включили ее в ЖСК, ради Бога, пусть строят однокомнатную квартиру, если на большую у них нет средств. И странно, что в Гомельском райисполкоме до сих пор это неизвестно.


«Я пенсионерка, имею в собственности трехкомнатную квартиру. В ней до недавнего времени были прописаны мой сын и племянник. Сейчас я решила выписать племянника и прописать в квартиру своего внука, который будет за мной ухаживать. Однако мне в этом отказывают. Говорят, что с момента выписки племянника должно пройти не менее 3 лет. Как это понимать? И что, есть право собственности в нашей стране? Я же у государства ничего не прошу». Е.Мигун, Минск.

— Никто не лишает гражданку возможности владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью. Другое дело прописка, которая представляет собой регистрационный учет граждан, и связывать ее с жилищными правоотношениями, тем более с правом собственности, нельзя. Сегодня бабушка пропишет внука, завтра брата за 300 долларов в год. Таким образом, штампик в паспорте становится предметом купли–продажи.

Поэтому решением Мингорисполкома от 21 апреля 1997 года N 330 утверждено положение о порядке прописки граждан в городе Минске, где сказано, что, независимо от размера жилой площади, прописывают супруга на жилплощадь другого супруга, несовершеннолетних детей к родителям и наоборот. Улавливаете принцип? Фигурируют только близкие родственники: супруги, дети, родители, усыновленные, усыновители. Их можно прописывать и перепрописывать хоть каждый месяц, независимо от метража жилья.

Все остальные граждане прописываются или перепрописываются в Минске, если в результате их вселения размер жилплощади, приходящийся на каждого проживающего, не будет меньше 12 метров квадратных, а с момента последней выписки нанимателей и поднанимателей прошло не более 3 лет. Бабушка может прописать внука только как члена семьи, то есть доказав, что в течение 5 лет они проживают совместно, ведут общее хозяйство. Делается это через суд.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter