От плавильного участка с горячим металлом до главного конвейера МТЗ прошли корреспонденты «СГ»

Собрать трактор за пять минут

От плавильного участка с горячим металлом до главного конвейера МТЗ прошли корреспонденты «СГ»

Модельный ряд тракторов «Беларус»

«СМОТРИ, смотри – битва идет!» — мой отец резко тормозит на проселочной дороге. Я выпрыгиваю из машины прямо на пашню и растерянно оглядываюсь по сторонам: «Какая битва? Где?» Отец улыбается: «За урожай!» Эта «схватка» продолжается с весны по осень каждый год. И для аграриев была бы проигрышной без добротной техники. Сломалась деталь? Значит – вовремя не вышел в поле, и, считай, пропало. Ни тебе качественных кормов, ни собранного вовремя урожая, ни, соответственно, прибыли… Чтобы узнать, как выпускают технику, от которой потом во многом зависит жизнь в деревне, корреспондент «СГ» отправилась на Минский тракторный завод. 

МИНСКИЙ тракторный встречает лирической мелодией. В разгар буднего дня на улицах заводского «городка», а иначе его и не назовешь, людей почти нет – все на рабочих местах. С чего начинается трактор? С конструкторской задумки. А вот воплощение идеи стартует с литейного производства, куда и отправляюсь.

Заливщик металла литейного цеха № 1 Юрий БЕЛИНСКИЙ
Заливщик металла литейного цеха № 1 Юрий БЕЛИНСКИЙ

У входа в цех встречает его начальник Николай Сашко и сразу предупреждает: «Сегодня на производстве перерыв. Ждем поставку силикохрома. Компонент, который влияет на твердость металла. Мы не гонимся за количеством, главное – качество. А если металл прочным не будет, какой толк?» Как выясняется позже, литейный цех чуть ли не каждый день норму по выработке перевыполняет. Всего же здесь производят более тысячи наименований деталей.

Николай Иванович на заводе почитай 43 года, знает каждый закуток: «Многие, когда приезжают, удивляются, как нам удается сохранить чистоту. У нас же здесь и песок, и деталей много… Но я считаю, что порядок должен быть во всем». 

В шумном цехе несколько участков – стержневой, землеприготовительный, плавильный, формовочный и термообрубный. Каждый отвечает за свой этап производства деталей. Мне интереснее всего было побывать на плавильном участке. Здесь «пыхтят» большие печи, в которых плавится металл, а работники, четко следуя технологиям, отливают  нужные формы. Коечно, новичку несладко, а вот заливщик металла с восьмилетним стажем Юрий Белинский свою работу даже опасной не считает:

— Нужно соблюдать элементарные правила безопасности. Тогда ни расплавленный металл, ни большие грузы не страшны. Но понятно, это исключительно мужская работа. За восьмичасовую смену 8 человек заливают порядка 100—120 тонн металла. Бывали дни, когда брали планку и в 165 тонн. 

Арифметика на предприятии проста: чем больше зальешь металла, тем выше зарплата. Первая смена начинается в 7 утра и заканчивается в 15.20. 

Бригадир, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением Андрей КУХАРЕНОК
Бригадир, наладчик станков и манипуляторов с программным управлением Андрей КУХАРЕНОК

СЛЕДУЮЩИЙ этап производства тракторов – обработка деталей. Захожу на участок механической и термической обработки валов и шестерен. Тут нет привычных станков, а установлены непонятные для меня металлические коробки. Все делается автоматически. Оператору остается только ввести необходимые параметры. Впрочем, разобраться с таким «компьютером» за пару дней не получится. Старший мастер второго участка Валерий Хонский вводит в курс дела:

— На нашем участке сегодня обрабатывается 31 наименование валов и 86 наименований шестерен. Установлена специальная немецкая линия. Один станок способен производить не только токарное точение, но и рассверливать отверстие, растачивать, сверлить и фрезеровать пазы. Если бы делали это по старым технологиям, то, чтобы изготовить вал такого вида, который мы имеем на выходе, необходимо использовать как минимум четыре токарных, фрезерный, сверлильный и расточный станки. 

Бригадир Василий АЛЕКСИН может собрать трактор с закрытыми глазами
Бригадир Василий АЛЕКСИН может собрать трактор с закрытыми глазами

Немецкую линию МТЗ закупил пять лет назад. Работают за станками и программисты. Знакомлюсь — Андрей Кухаренок. Когда открылся цех, он перешел сюда из отдела программистов. Теперь Андрей — бригадир второй бригады шестерен. Говорит, предложили неплохую зарплату, плюс плотное общение с новыми технологиями:

— Возможно, кому-то и сложно будет разобраться, но я с техникой на «ты», десятилетний стаж работы на заводе тоже надо учесть. В первую очередь нужно быть внимательным…

А еще неплохо иметь, работая за таким станком, и музыкальный слух! Андрей, к примеру, по звуку без труда определяет, что пошло не так во время обработки. Стороннему человеку, такому как я, в жизни не уловить в этой производственной какофонии подозрительный шумок. Не понять, что «машина» с задачей справилась и готова очередная деталь…

КОГДА все готово, происходит самое интересное – трактор собирается как конструктор. Кто в детстве увлекался «Лего», найдет себя и на главном сборочном конвейере МТЗ. Помощник начальника цеха Дмитрий Бабий с увлечением объясняет:

— Работают две линии. На первой собираются модели свыше ста лошадиных сил, на второй – до ста. Каждые пять минут с конвейера сходит новый трактор, в час получается 12…

Когда на конвейер приходит новый работник, за ним закрепляют более опытного, который и объясняет все тонкости процесса. Бригадир Василий Алексин 35 лет на предприятии, любую операцию может сделать с закрытыми глазами. Учитесь, новички, как собрать трактор за 5 минут! 

Кстати, сборка происходит узловым способом. Например, мост, двигатель или кабина трактора устанавливаются целиком. Но зевать в любом случае на конвейере не получится – общий результат зависит от каждого, заданного ритма придется придерживаться. 

Что дальше, после сборки? Трактор попадает в цех отделки и окраски, где и приобретает окончательный, товарный, вид. А затем готовая техника поступает к заказчикам. По такому пути проходят все модели на Минском тракторном заводе, «музыка» на котором не умолкает вот уже 69 лет…

borisovez@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter