Собрали коллекцию надежды

В педуниверситете презентовали новую разработку ПВТ

Ребенка, лишенного возможности видеть или слышать окружающих, не способного нормально передвигаться и пользоваться предметным миром, нужно научить не только жить со своей бедой, но и сделать его полноправным членом общества. Еще недавно не решаемые в полном объеме, эти образовательные задачи сегодня поддаются современным технологиям. Поэтому над созданием специальных средств обучения во многих странах, и в Беларуси в том числе, работают мощные научно-исследовательские центры, программисты и инженеры инновационных предприятий, многочисленные педагоги-практики. Интересных наработок много. Но как педагогам и нуждающимся в поддержке детям узнать о последних новинках, как выбрать и освоить самую лучшую программу или аппарат, которые позволят не чувствовать физического недостатка?

Ответ на этот вопрос сегодня есть. Уникальная коллекция почти из семи десятков отечественных и зарубежных компьютерных программ, аппаратных средств и другого оборудования для обучения детей с особенностями психофизического развития, методические разработки собраны в учебной лаборатории по развитию информационных технологий в специальном образовании «Образование без границ» Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка. Презентация этой лаборатории, созданной благодаря участию Института ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании (Москва) и на две трети оснащенной компьютерами и обучающими системами за счет средств Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству в Беларуси (подразделение Министерства иностранных дел Швейцарии), показала, что интерес к новинкам у педагогов из регионов огромный.

Ведь здесь можно познакомиться, например, с аппаратно-программным комплексом «Видимая речь 3», который позволяет развивать голосовые и речевые функции; средством, заменяющим компьютерную мышь детям, страдающим от заболеваний опорно-двигательного аппарата; устройством для облегчения осваивания технологии чтения по системе Брайля на компьютере; программой по развитию навыков самообслуживания; приспособлением для создания персонифицированного словаря символов коммуникации и многими другими новинками.

— Я вижу, что, как и подобает настоящим швейцарским банкирам, мы хорошо вложились в очень нужное для белорусских детей дело и потому гордимся этим гуманитарным проектом, — сказал на презентации лаборатории глава офиса Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству в Беларуси Дитрих Дрейер.

Хотя официальная презентация состоялась только сейчас, лаборатория «Образование без границ» работает уже около года. За это время был подготовлен каталог коллекции с кратким описанием собранных программных средств, созданы образовательные методики, которые в ближайшее время будут изданы и распространены в учреждениях образования. Но уже сегодня учителя могут познакомиться со всеми новинками на обучающих семинарах. Последний из таких тренингов, собравший десятки учителей-дефектологов со всей страны, прошел накануне презентации лаборатории и был посвящен применению компьютерной программы синтеза речи «Sakrament BookAssist» в образовании детей с нарушениями зрения.

— Эта разработка белорусской компании «Сакрамент ИТ» — резидента Парка высоких технологий – позволяет озвучивать любые тексты, записанные в цифровом виде, — говорит заведующая учебной лабораторией «Образование без границ» Людмила Астрейко. — Сделать звуковую версию учебника по своей дисциплине с ее помощью может каждый учитель, владеющий компьютером на среднем уровне, и этой возможностью энтузиасты пользуются. Уже подготовлено 11 школьных учебников в аудиоварианте, и, судя по всему, в скором времени озвученными будут все пособия школьной программы. Среди достоинств отечественной разработки – возможность для педагога вводить в программу дополнительный материал, а также элементы интерактивного обучения, что позволяет ученику самостоятельно контролировать усвоение предмета.

На основе этой технологии синтеза речи можно выстроить и систему дистанционного обучения для людей, имеющих проблемы со зрением. Для этого необходимо будет озвучить не только учебники школьной программы, но и различные пособия по профессиональному обучению, другую специальную литературу, чтобы люди с ограниченными возможностями на деле могли осваивать те профессии, которые им рекомендованы.

По мнению специалистов лаборатории «Образование без границ», подготовивших методические рекомендации по пользованию программой «Sakrament BookAssist», она может быть полезной не только незрячим и слабовидящим, но и школьникам с нормальным зрением, так как значительно снижает нагрузку на глаза и позволяет пользоваться введенным в мобильный проигрыватель учебником в любой обстановке и в любое удобное время.

Результаты экспериментов педагогов с разработкой аудиоверсий школьных учебников будут рассмотрены весной на следующем семинаре. Но еще до этого все творческие находки будут вынесены на обозрение и обсуждение на специальном информационно-образовательном сайте Министерства образования, который уже начал создаваться при поддержке Швейцарского управления по развитию и сотрудничеству в Беларуси в рамках проекта «Поддержка учреждений специального образования».

Чтобы успешнее внедрять эту и другие программы в педагогическую практику, сотрудники лаборатории планируют не только обучать учителей из регионов и студентов БГПУ, но и работать со школьниками и их родителями, вести самостоятельные исследования. В Министерстве образования считают, что со временем лаборатория может и должна превратиться из учебной в учебно-научную, чтобы стать полноценным центром, координирующим исследования в области программного и аппаратного обеспечения специального образования.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter