Что помогает белорусам противостоять испытаниям и оставаться самими собой

Соборность в душах людей

Наш народ за свою непростую и богатую историю не раз оказывался перед лицом огромных испытаний. И только во многом благодаря сплоченности, неиссякаемой любви к жизни и взаимному доверию белорусы выстояли. Значимую роль в преодолении острых исторических кризисов сыграла Церковь, церковные традиции. Об уникальности белорусского характера, диалоге Церкви и государства, о традициях христианских ценностей рассказал заведующий отделом социологии государственного управления ГНУ «Институт социологии» НАН Беларуси кандидат философских наук, доцент, специалист в области церковно-государственных отношений Николай Щекин.


— Близится светлый праздник Пасхи у православных христиан. Как можно оценить тот факт, что участвовать в праздничных богослужениях предлагается в формате онлайн?

— Пасха Христова — это один из древнейших и важных христианских праздников, центр всей библейской истории. И дело тут не только в освящении приготовленных к праздничному столу куличей и пасхальных яиц. Пасха Христова — это прежде всего духовное обновление, своего рода очищение сердца и души, переоценка жизни. 

И в этой связи благодаря или вопреки новому вызову — пандемии в мире — мы обязаны соотнести меру ответственности перед каждым и чувство долга перед страной. На вопрос, следует ли посещать литургию в храме, отвечаю: богослужение у каждого должно пройти в душе и в сердце. Именно об этом и говорит Церковь. Чувство сострадания, готовность прийти на выручку в сложной ситуации и сейчас присутствуют в характере белорусов.

— В трудные времена многие сразу свой взор обращают к религии и Церкви. Насколько это оправдано?

— На земле ангелов нет. Поэтому и религия, как и Церковь, это не абсолют во всех отношениях. В нашей стране ситуация уникальна тем, что на заре независимости Президент определил стратегию взаимодействия государства и Церкви. В данном контексте мной как ученым и управленцем впервые были предложены перспективные сценарии диалога Церкви и государства, а также дано определение «диалог Церкви и государства» как социально-философской категории. Диалог может быть представлен только в динамическом, неоднородном, много­аспектном измерении. И здесь церковные традиции играют важную роль. Это позволит найти оптимальные механизмы взаимодействия Церкви и государства как равноправных субъектов. Только их диалогичность позволит Беларуси поддерживать мир и гармоничное развитие человека и государства, сохранит независимость страны. 

— Насколько важно сохранить традиционные христианские ценности в современном белорусском обществе? И какие ценности наиболее важны для нас?

— В христианской картине мира ценность предстает в качестве истины и добра, трудолюбия и созидания, равенства, доброжелательности, здоровья, свободы совести и человеколюбия. Необходимо назвать веру, социальную справедливость. К традиционным ценностям восточнославянских народов нельзя относиться формально. Когда говорим о белорусских традициях семьи и уважения к ближнему, на первый план выходит понятие соборности, чувства сострадания и милосердия. Эти качества присущи нашим людям.

Важна также ценность государства как оплота и гаранта стабильности общества. В основе этого должна быть гармония человека и государства, что выражается в соборности. В переломные времена эти ценности помогают выжить стране. К слову, Беларусь — единственная в мире страна, где христианская традиция — уважение к труду — закреплена в Конституции. Общность государства и состоит в труде: уйти от праздности, от ожидания помощи со стороны, растить детей, заботиться о стариках и близких, строить планы на будущее. 

— Ситуация, которая складывается с коронавирусом, обнажила как позитивные, так и негативные стороны нашего социума…

— И это закономерно. Последние лет десять-пятнадцать благодаря выстроенной системе государственного управления нам удалось избежать хаоса и создать условия для комфортной жизни. И здесь надо себе самим признаться, мы само­успокоились. Причем до такой степени, что сейчас почему-то начинаем перекладывать ответственность только на государство. И ждем, пока нам что-то дадут, укажут или рекомендуют, что делать. Но ведь если подумать, в своей квартире сами наводим порядок. Вирусная проблематика заставила по-другому взглянуть на жизнь. И сегодня на первый план вышли такие принципы работы, как дисциплина, законопослушность, неукоснительное соблюдение всеми и всех должностных функций, то есть работать как единый механизм. Разброд и шатание неприемлемы. Надо избавиться от страха, средневековых стереотипов и работать на перспективу.

— Какие трудности, на ваш взгляд как философа, Церкви и обществу предстоит преодолеть в скором будущем?

— Уверен, в ближайшее время Церковь и государство столкнутся с новыми вызовами. Речь идет о надвигающемся синдроме пандемии. Страх, недоверие, обособленность, угнетенность — такая «симптоматика» уже начала проявляться. Роль Церкви в преодолении негативных процессов сложно переоценить. Задача ее — вселить надежду и предложить определенный алгоритм действий. 

Также в условиях приближающегося мирового экономического кризиса следует ожидать полного переформатирования глобальной экономики. Например, во многих странах будет ощутима нехватка продовольствия. 

В данной ситуации нацеленность на труд, созидание должна пронизывать все управленческо-организационные механизмы и систему государственно-частного партнерства.

Впереди — великие праздники: Пасха Христова, День Победы. Мы должны их провести с достоинством. Особое место в нашей христианской традиции всегда занимала Радоница. И здесь в связи с пандемией следует всем нам проявить бдительность и ответственность друг перед другом. Помянуть предков можно в домашней обстановке, не отходя от церковных правил и не создавая ажиотажа на кладбищах. Ситуация того требует.

kuzmich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter