Почему правила поведения в виртуальном пространстве нуждаются в пересмотре

Соблюдайте нетикет

Три миллиарда человек во всем мире пользуются социальными сетями. Мы тратим на них в среднем два часа ежедневно: ищем информацию, публикуем заметки, обмениваемся лайками, реагируем на посты друзей. Каждую минуту пользователи отправляют почти полмиллиона твитов и фотографий. Социальные медиа играют в нашей жизни настолько большую роль, что уже начинают управлять нами. Почему человечество оказалось в ловушке цифровых технологий?

Камера, мотор…

Этот недавний случай многих поверг в шок. Шестиклассница одного из городов Беларуси уводила детей помладше со школьного двора, угрожала им и снимала все свои действия на телефон, чтобы потом выложить этот контент в социальную сеть «ВКонтакте». По плану ролики должны были принести больше подписчиков и лайков.

Лиза (имя изменено) в школе — хорошистка, в кругу друзей — своя в доску. Что касается родителей, отец ушел из семьи, когда девочка была совсем маленькой. Воспитанием в основном занимается мама.

«ВКонтакте», Instagram, TikTok — ярлыки этих приложений занимают центральное место в смартфоне школьницы. Мать всегда обращала внимание, что дочь много сидит в телефоне. Но на замечания Лиза реагировала болезненно, мол, «что ты переживаешь, я же всего лишь переписываюсь с друзьями и смотрю видео». В личное пространство дочери родительница предпочитала не лезть. Как оказалось, зря.

Была осень. Уроки в школе должны были вот-вот закончиться. Лиза нервно смотрела на дисплей мобильника: «Осталось всего десять минут». В кармане куртки пальцы сжимали рукоять заранее подготовленного игрушечного пистолета. «Выглядит как настоящий, они должны поверить», — крутилось в голове. Конец первой смены. Первоклашки и второклашки выбегают на улицу. От компании малышей отделился мальчик, видимо, ему не по пути с другими. Лиза пошла за ним. Магазин, остановка, дальше дворы…

— Ты сейчас молча идешь за мной, — грозно бросила преследовательница, упираясь пистолетом в бок ребенка. — Или получишь пулю, пистолет настоящий, сразу предупреждаю.

Дорога в парк запомнилась Лизе смутно. Единственное, что крутилось в голове, — как снять видео так, чтобы все было видно. Ведь из-за того, что Андрей струсил, придется все делать самой. Оператор и ведущая в одном лице. Меньше посторонних глаз будет в глубине парка.

— Лежать, — грубо пихнула она мальчика на землю, найдя подходящий фон для своего контента.

Ребенок от испуга начал плакать, но не кричал, видя в руках неизвестной пистолет. В парке не было ни души. Ему не оставалось ничего другого, как подчиниться.

— Ну что, камера, мотор…

Долго мучить жертву Лиза не стала. Решила, что для первого раза хватит и этого. Мальчик, еле живой, весь в грязи, был отпущен домой.

Четыре ребенка стали жертвами юной блогерши. Вначале сотрудники милиции по камерам видеонаблюдения искали девушку 18 лет. Именно на столько выглядит Лиза на первый взгляд…

Почему же девочка решила стать блогером? К тому же с такой идеей для контента?

До какого-то определенного момента маме Лизы и впрямь было неловко вторгаться в виртуальную жизнь дочери. Но, видя, что с той творится что-то неладное, все же переборола себя… То, что она увидела, было сокрушительным ударом. Дочь вела любовную, чуть ли не интимную переписку с мужчиной гораздо старше себя. Дальше скандал, кулаки, направленные против родной мамы, потеря «сказочного принца». Итог — желание доказать, что «я чего-то стою». Для этого потребовалось срочно увеличить количество друзей и подписчиков в соцсети. А путь к достижению желаемого девочка назвала «пранком». Она решила поднимать себе популярность в виртуальном мире, используя насилие в реальном.

Фото  pexels.com

Ходовой контент

Подростки заинтересованы в виртуальном успехе. Обычно они танцуют, поют и кривляются под хитовую музыку — самых популярных смотрят сотни тысяч человек. Но не все выбирают безобидный контент.

На прошлой неделе в США четырех несовершеннолетних американок 12—14 лет обвинили в убийстве 15-летней девочки. Преступление произошло в торговом центре в штате Луизиана. Одна из красавиц ударила ножом сверстницу. А остальные тинейджеры потасовку и убийство транслировали в соцсетях Facebook и Instagram, комментируя происходящее.

В Новосибирской области трое хулиганов устроили террор подросткам. Отрабатывали на жертвах «вертушку», со смаком записывали «успехи» на видео и выкладывали это в соцсети.

Ради виртуального поощрения некоторые идут на глупые поступки. Например, в TikTok девочки раздеваются на камеру и пляшут в нижнем белье под песни об алкоголе и запрещенных препаратах.  В «Перископе» границы дозволенного еще шире. «2000 зрителей, и мы сделаем все», — как-то заявили в прямом эфире две 11-летние подруги. И не соврали: когда на стрим набежали две тысячи зевак, «блогерши» принялись стаскивать с себя одежду.

Соцсети — бизнес, где продают уверенность

Лайк — эквивалентен улыбке, комплименту, активному слушанию, паре добрых слов. Неуверенным в себе подросткам, которые как никто другой нуждаются в социальном одобрении, особенно важны эти «поглаживания». Юные пользователи очень зависят от мнения окружающих. Фотографии, не набравшие достаточного количества лайков, молодые люди просто удаляют.

Новые соцсети научились режиссировать гонку за социальным одобрением — делать так, чтобы ее участник никогда не останавливался, не сходил с дистанции. Как? Используя пример компьютерных игр, в том числе и мобильных. Видеоигры лучше всего дают награды людям.

Максим Романов, технический гейм-дизайнер одной из столичных компаний-разработчиков компьютерных игр, рассказывает, на что обращают внимание разработчики, чтобы завлечь игроков. Возможно, кому-то это покажется странным, но огромная часть от восприятия игры приходит к нам именно с сочетанием цветов и их гаммой. У каждого цвета, у каждого его оттенка есть свое значение и черты в психологии:

— Для примера, мы можем сравнить GTA IV и GTA V. В четвертой части у гонщика авто серое, улицы серые, а вот в пятой, напротив, все краски игрового Лос-Анджелеса с его зелеными пальмами, голубым небом и желтым песком. От чего, понятно, оторваться сложно.

КСТАТИ

«Мы не можем позволить социальной сети способствовать самоубийствам», — с таким аргументом Служба контроля защиты данных Италии приказала TikTok временно заблокировать доступ для детей, сообщает Euronews. Запрет ввели спустя несколько дней после гибели 10-летней девочки из Палермо, которая приняла участие в блэкаут-челлендже. Подростки душили сами себя, пока не отключались на несколько секунд. С остановкой сердца девочку доставили в больницу. Спасти ребенка не удалось, хотя врачи сделали все, что от них зависело. Власти Италии потребовали, чтобы TikTok заблокировал доступ для пользователей, чей возраст не подтвержден (по правилам регистрироваться в соцсети могут только лица старше 13 лет). Временная блокировка продлится до 15 февраля. Со своей стороны TikTok также ввел некоторые дополнительные ограничения по возрасту и функционалу соцсети. Так, например, загружать видео позволено только тиктокерам от 16 лет и старше. Пользователи младшего возраста могут лишь просматривать чужие видео. Это делается в том числе для того, чтобы дети не участвовали в странных и крайне опасных флешмобах, которые очень популярны в соцсети.

В ТЕМУ

Добро пожаловать в матрицу

В прошлом году американская кинокомпания Netflix выпустила фильм под названием «Социальная дилемма», в котором соцсети назвали главной угрозой человечеству. И не кто-нибудь, а люди, тесно связанные с интернет-разработками: Тим Кендалл, бывший директор Facebook по монетизации, Джастин Розенштейн, придумавший кнопку «лайк», и Гийом Шасло, создавший инфраструктуру рекомендуемых видео для YouTube. Все они осуждают свою прежнюю работу.

«Социальная дилемма» утверждает: в индустрии есть проблема, которая пока не обрела имени: люди слишком много времени проводят в соцсетях потому, что… у них просто нет выбора! Сотрудники технологических компаний вложили много денег, времени и инженерных усилий в разработку специальных систем, которые держат пользователей на крючке, подсказывая им наиболее приемлемый для компании вариант действий в интернете и предсказывая каждое их движение. Так они зарабатывают деньги, называя пользователей «продуктом», «пешками в ужасной схеме», теми, кто «давно живет в матрице».

— Соцсети борются за ваше внимание: какую часть своей жизни вы отдадите нам, — говорит Тим Кендалл. — Они меняют вас, ваши предпочтения, чтобы вы приобрели товар. Они продают уверенность. Бесконечное отслеживание действий потребителя, так называемый надзорный капитализм — и вот вы уже выбираете именно то, что нужно. Но не вам. А социальной сети. Это новый вид рынка — торговля человеческими фьючерсами. Оборот — триллионы долларов.

В фильме подробно рассказывают о том, как отслеживается и измеряется каждый клик пользователя: на каком изображении вы задержитесь дольше нескольких секунд, когда вам станет грустно или одиноко, когда вы просматриваете фотографии своих бывших, какие у вас неврозы и тайные пороки. Те, кто создает инфраструктуру соцсетей, владеют всей информацией о нас. Для чего им это нужно? Чтобы продать данные? Нет, это невыгодно. Они создают алгоритмы, которые предсказывают наши действия. Три основные цели — вовлекать, расширять, рекламировать.

— Мы можем влиять на эмоции и поведение пользователей, а они даже не замечают этого, — говорит бывший исполнительный директор Twitter Джеф Зайберт.

МНЕНИЕ

Наталья Сахарчук, официальный представитель УВД Брестского облисполкома:

— Родителям нужно понять, что ребенок тянется за виртуальным успехом не просто так. Если ему чего-то не хватает в реальной жизни, он будет это компенсировать лайками, просмотрами и количеством зрителей стрима в соцсетях. Лучший выход — не закрывать доступ в соцсети, а самим создать аккаунт и узнать, что происходит на страничке твоего ребенка, на какие паблики он подписан. А лучше всего — уделить время своему ребенку, найти с ним общие занятия. Иначе соцсети поглотят его полностью.
Важный момент — сами дети ни в чем не виноваты. Они всего лишь угодили в ловушку больших корпораций. Ведь в соцсетях пользователи не только общаются, но и достигают определенных целей. Гонятся за лайками, друзьями, игровыми очками и уровнями, потому что это стимулирует их, делает счастливыми и успешными — куда проще занудной учебы.

Вотум доверия

Социальные сети показывают нам, каким светлым и радостным станет наше будущее, если мы что-то сделаем прямо сейчас (например, приобретем вещь или популярный обучающий курс, что-то выполним или от чего-то откажемся), объясняет старший преподаватель кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования психолог Ирина Ботяновская:

— Советы о том, как завести знакомство, найти клиента или продвинуть бизнес в соцсетях, не давал только ленивый. Но мало кто знает, что термин «социальная сеть» был введен еще в 1954 году английским социологом Джеймсом Барнсом. Применительно же к интернету этот термин стал использоваться в 2005 году основоположником концепции Web 2.0 Тимом О’Рейли.

При этом еще в 1973 году американский социолог Марк Грановеттер разделил общественные связи на сильные (родственные, дружественные и др.) и слабые (соседи, знакомые, знакомые знакомых и др). Слабых связей у нас гораздо больше, чем сильных. Но слабые имеют для межличностного общения большее значение, потому что через них к нам поступают новые и весьма любопытные сведения. Такой информацией хочется обладать! Вот и выходит, что гуру в Instagram девочка-школьница доверяет гораздо больше, чем родителям. Такой вот вотум доверия получает совершенно незнакомый нам «эксперт».

— Почему современная молодежь на все готова ради лайков?

— Для того чтобы понять, что я — молодец (говоря научным языком, с целью повышения самооценки), можно сделать две диаметрально противоположные вещи. Во-первых, чего-то добиться самому. Это, безу­словно, сложно. Во-вторых, что намного проще, понизить достижения другого человека. Так появляются хейтеры — люди, пишущие отрицательные комментарии под любой фотографией или любым постом вне зависимости от их качества. Как говорится, Баба-яга против. И для хейтера неважно, что вы конкретно разместили. Ему негативный коммент позволяет почувствовать себя звездой.

Ориентироваться в оценивании успешности личность может также на два показателя: на собственные результаты (я сделал что-то стоящее, например выучил иностранный язык, сдал на права или разместил интересный пост в Facebook) или на оценку этих результатов другим человеком (мне поставили 286 лайков, а тебе — только 283, поэтому я круче). И если я ничего стоящего сам сегодня не могу сделать, то я в состоянии хотя бы оценить собственную успешность по тому, сколько сегодня лайков набрала моя, скажем, прошлогодняя фотография. Ну или комментариев. Пусть и негативных. С точки зрения молодежи, лучше уж негативный коммент, чем полное их отсутствие.

Но есть один важный нюанс: вы не знаете, кто вас лайкает. И кто или что предлагает вам посты для того, чтобы лайкнули вы. Как известно, наши гаджеты самообучаемы. С большой долей вероятности могу предсказать, что если вы сегодня лайкните пост вашей одноклассницы о том, как здОрово она провела время на занятиях, скажем, по йоге, то завтра ваша новостная лента будет пестреть предложениями обучающих курсов, причем не только по йоге, а по всем возможным направлениям ЗОЖ.

— Родители часто ограничивают время, которое их дети могут проводить в интернете. Но этот метод не работает с уже взрослыми людьми — старшеклассниками, студентами и т.д. Как быть в этом случае? Как заставить себя перестать жить, погруженным в виртуальный мир?

— Начну с того, как широко распространены современные недуги, связанные с гаджетами и онлайн-общением, такие, например, как Facebook-депрессия (возникновение чувства зависти из-за успехов других пользователей и последующей депрессии у неуспешного человека), номофобия (nomophobia, сокращенно от no-mobile-phone-phobia — страх остаться без мобильного телефона из-за боязни беспомощности, по сути, перед внешним миром), цифровая морская болезнь (возможная дезориентация вследствие максимально достоверной имитации современными дисплеями окружающей реальности) или «эффект Google» (тенденция забывать информацию, так как ее можно в любой момент получить из интернета).

Если ставить вопрос о том, как заставить себя жить вне матрицы, то, скорее всего, здесь поможет переориентация. Надо заменить «заставить» на «найти интерес». Оттачивать навыки достижения того, что приносит кайф вне гаджета. Делать то, что радует. Тренироваться. Отрабатывать. Поначалу это и будет означать «заставить». Привычка и принятие придут позже.

infong@sb.by

Фото pixabay.com

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter