На сезонных работах можно пополнить кладовку и кошелек

Собирательный образ жизни

Кому лето — отдых, а кому и разгар трудового сезона. Когда температура за окном исчисляется десятками градусов выше нуля, одним из главных источников дохода становится земля. И не только у нас: уборка урожая, сбор ягод — все это актуально и для Польши, Финляндии, Германии и других стран. Если работать в поте лица, к зиме можно скопить солидную заначку. Главное, не нарваться на обман.


Биржа сыграет в поле


Пятница, на часах 7.50. Возле управления по труду, занятости и социальной защите Борисовского райисполкома уже толпится народ — все в рабочей одежде. Рядом автобус. Пришедшие заносят в салон пухлые сумки и пакеты, из которых виднеются пустые пластиковые бутылки. Вскоре на крыльце появляется начальник отдела содействия трудоустройству Оксана Майорова:

— Сегодня нужно 15 человек. Я буду зачитывать по списку тех, кто раньше записался.

Несколько человек остается без работы. Пока Оксана Борисовна отправляется распечатывать документы, прибиваюсь к компании возле автобуса. Водитель Дмитрий Михайлович рассказывает:

— Сегодня поедем в Кищину Слободу. Будем убирать помещения.

Мужчин и женщин в автобусе примерно поровну, я же оказываюсь в “цветнике” — рядом со мной Татьяна, Надежда и Таисия Вячеславовна, к слову, самая почтенная здесь дама — ей почти 70.

— Сейчас собрались те, кто на общественные работы ездит постоянно, — женщины вводят меня в курс дела. — Мы уже как семья — вместе трудимся лет 10.

Все сходятся во мнении, что такая подработка — дело полезное. И потрудиться, и пообщаться, и копейку в дом принести. Расплачиваются на предприятии преимущественно своей же продукцией — дают 12 литров молока (для этого и брали с собой бутылки). В прошлом году ездить могли хоть каждый день, говорит Надежда:

— Иногда даже недобор был, просили звать соседей. В этом году наоборот. Желающих стало больше, а работы вроде как меньше. Поэтому на бирже стараются так распределить, чтобы никто в обиде не остался.

На первой остановке выходит семеро — им предстоит убирать склад: не за горами сбор картошки, нужно подготовить помещение. Интересуюсь, что же делать с 12 литрами молока. Теплое, из-под коровы — скиснет же в один момент.

— Теоретически, если продать на рынке все 12 литров, можно выручить около 9 рублей, — ведут подсчеты в автобусе. — Но в действительности не выйдет: брезгуют люди покупать молоко с рук, хорошо, если 4 литра продашь. В основном если и берут, то постоянные клиенты.

Многие от походов на рынок уже отказались. Пьют молоко дома, делятся с родственниками, готовят сыворотку, творог и даже сыр. Куда проще с картошкой — ею предприятие расплачивается ближе к осени. По 24 килограмма на человека за смену, или два ведра.

Следующая остановка — и наши ряды покидают еще трое. Они отправляются на овощехранилище. В автобусе нас остается пятеро — едем на молочно-товарную ферму. Готовится ее реконструкция, со здания сняли крышу, и внутри требуется уборка.

На ферме нас встречает бригадир, заведующая МТФ “Кищина Слобода” ОАО “Мирополье” Мария Мищенко. Она ведет на склад за инструментом. В том же здании — комната отдыха, где можно оставить вещи и переодеться, а потом и пообедать.

— Работа здесь всегда найдется, — расскажет потом мне Мария Евгеньевна. — Людей на такой труд берем только через биржу. Когда начнется уборка овощей, будем набирать по 20—30 человек.


На общественных работах придется потрудиться, зато оплата гарантирована. Фото автора

Километры имеют значение


Общественные работы — это, вероятно, наиболее простой и надежный способ найти себе временный доход. Олег Семенчук, председатель комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома, рассказывает, что в минувшем году от области такой подработкой воспользовались 8,4 тысячи человек, из них 5,3 тысячи безработные, в нынешнем году — 4,4 тысячи человек, из них 3,8 тысячи — безработные. Чтобы попасть в общественный пул, нужно обратиться в местную службу занятости, где выдадут направление. Олег Семенчук говорит:

— Всех организованно подвозят к месту работы на автобусе. Заключается срочный договор, наниматель несет ответственность за работников.

Заместитель председателя комитета по труду, занятости и социальной защите Минского облисполкома Елена Помазова говорит, что очень важно действовать строго по закону и трудоустраиваться официально. Если предприятие не рассчитается, доказать что-либо без документов очень сложно: “У нас уже есть несколько обращений граждан с такой ситуацией — в их случае речь идет о строительной отрасли. Помочь им практически невозможно”.

Парадоксально, но факт — в интернете предложений на прополку, покос травы или сбор ягод практически нет. Попалось лишь одно объявление, и то его время уже давно прошло — по сбору клубники.

Решила обзвонить сельхозорганизации. Направляют то к председателю, то к кадровикам. Все безуспешно. В одном из СПК сердобольная женщина на другом конце провода дает мне совет:

— Попробуйте фермерам позвонить.

Следую ее совету. Из 72 фермерских хозяйств получила 67 отказов. “Пока сезонные работники не нужны”, “Сами справляемся”, “В прошлом году брали, а теперь купили оборудование, так что уже, наверное, приглашать никого и не будем”, “Взяли из местных”. К слову, вопрос о местонахождении соискателя — один из первых. Горожане в этом плане в не самой выгодной ситуации.


Фото БелТА
Были у меня и успешные попытки. Сейчас актуален сбор голубики — готовы платить 2,5 рубля за час работы, время при этом ограничено только световым днем и погодой. Готовы взять также на сбор укропа и петрушки, но мужчина по телефону, похоже, принял меня за студентку и всячески отговаривал: мол, труд тяжелый. Оплата — около 20 рублей в сутки, это на первых порах, если стараться и показывать результат, будет больше. Под Брестом готовы через неделю-полторы взять на прополку. Зарплата будет зависеть от объема работы. В Шкловском районе через пару недель будут брать работников на уборку овощей. Со своим местоположением я ошиблась километров на триста, но это не убавило желания фермера взять меня на подработку: “Может, мы вас и поселим где-нибудь”. Зарплату предложил назвать сам. Я озвучила услышанную ранее сумму — 20 рублей в день. В ответ: “Ну, это нормально. Наберите в середине августа, тогда ясно будет”. Ненароком задумалась: уж не продешевила ли? В Ивацевичском районе вскоре нужны будут люди на уборку огурцов. На вопрос, что выйдет по деньгам, последовал резкий ответ: “Как работать будете, так и выйдет. И потом, звоните через полторы недели, все объясню!”

Мошенники сеют обман


Есть те, кто на сбор урожая готов отправиться за рубеж: мол, и путешествие, и деньги хорошие. На этот счет у нас в стране действует отлаженный механизм, который позволяет сделать все легально и прозрачно. Любой посредник — юрлицо или ипэшник, который помогает при трудоустройстве за границу, обязан иметь лицензию, выдаваемую Министерством внутренних дел. Даже реклама должна быть согласована с ведомством. В Департаменте по гражданству и миграции МВД поясняют:

— Наличие у субъекта хозяйствования лицензии на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан нашей страны за границей, является государственной гарантией соблюдения прав и законных интересов граждан.

Перечень таких организаций есть на сайте МВД. Сегодня в списке 102 предприятия. Ищу варианты, где смогут предложить поездку в духе “сбор шампиньонов в Ирландии”. Нахожу две фирмы с подобными предложениями — в Минске и Гродно. В первом случае возможна поездка, к примеру, в Финляндию. Оплата почасовая (от 8 евро в час) или сдельная. В среднем можно заработать от 900 до 1300 евро (после вычета налогов), но итоговая сумма зависит от многих факторов, в том числе погоды. В нынешнем году поехать уже не получится. А на следующий год желательно оформить заявку до 31 декабря нынешнего. И то не факт, что возьмут.

На сайте гродненской фирмы сразу несколько вакансий. Звоню уточнить, что из предложений актуально. В ответ:

— Сейчас есть возможность поехать в Польшу на сбор голубики. Оплата за корзинку, в которую вмещается два килограмма, — 8 злотых (около 2 долларов). Работа — 10—12 часов в день 6 дней в неделю. Жилье бесплатно, питание за свой счет.

В Департаменте по гражданству и миграции рассказывают:

— Все известные нам случаи нарушения прав наших граждан за рубежом связаны с самостоятельным выездом. Поэтому мы советуем обращаться за помощью к лицензиатам.

Самостоятельный выезд на работу за границу у нас не запрещен. И этой возможностью пользуются: например, по оценочным сведениям ведомства, в Россию своим ходом выехало на заработки около 100 тысяч белорусов. Что касается стран Евросоюза, судя по обсуждениям на форумах и объявлениям в интернете, у наших граждан особой популярностью пользуется Польша.

Первыми в интернете мне попадаются специализированные сайты. На одном из них предлагают подработку в Канаде. Для начала нужно отправить скан документов на указанный электронный адрес и одновременно оплатить услуги компании — 65 долларов. Без взноса ничего рассматривать не будут. Информации о фирме-посреднике практически нет. Отправляю письмо по указанному там адресу: прошу ответить на несколько вопросов. Через секунду приходит отчет с почтового сервера: адреса не существует.

На форумах те, кто стал жертвой мошенников, пишут, что нечестные конторы быстро сменяют “онлайн-прописку” и реквизиты. Связываюсь с еще одной фирмой, работающей по предоплате. Но письмо, в котором я интересуюсь о гарантиях того, что деньги не будут проплачены впустую, осталось без ответа.

На онлайновых “досках объявлений” от предложений рябит в глазах: нужны швеи, упаковщицы, работники склада интернет-магазинов, электрики, разнорабочие на промпредприятия... Звоню по одному из объявлений по сбору ягод.

— Ставка — 8 злотых в час. Проживание в отеле за счет нанимателя — условия шикарные, по четыре человека в номере. Питание за свой счет. Платите 40 долларов, я даю вам номер человека в Польше, который вас встретит и все расскажет.

Конечно, о гарантиях речи не идет. К тому же все эти посредники находятся где-то за границей — номера телефонов украинские и польские. Узнать точно, где, как и на каких условиях будешь работать, получится только на месте. Тем временем на форумах ходит немало печальных историй о том, как обещанный отель оказывался общагой, а чтобы добраться до работодателя, приходилось пройти через нескольких посредников, каждый из которых требовал мзду.

46-летняя брестчанка Полина раньше ездила на заработки в Евросоюз почти каждое лето. Говорит, на обман нарваться действительно легко:

— Как бы то ни было, труд там адский. А на выходе никаких сверхзаработков: нужно ведь там еду покупать, потом дорогу оплачивать. У меня самое большее, что выходило чистыми, — 500 долларов за месяц. Стоит ли оно того? Думаю, если так же пахать, достойно заработать можно и у нас.

Когда платят больше


Моя поездка на общественные работы пришлась на ветреный день. Оно, в общем-то, и хорошо: в духоту уборка давалась бы куда сложнее. С непривычки было непросто.

— Работа сегодня несложная. А иногда бывает так, что под конец рук-ног не чувствуешь, — рассказывает Татьяна, ловко управляясь с метлой.

Донимаю свою собеседницу: можно ли где-нибудь “живые” деньги заработать?

— У частника, например. Весной собирали камни на поле — 10 деноминированных рублей за смену. В сезон, когда работы много, платят почти в два раза больше.

В 11 утра выдвигаемся на поле разливать по бутылкам молоко. Это оказывается не проще, чем делать уборку на ферме. За время работы мы с Татьяной успели раззнакомиться. Женщине 52 года. Долгое время она болела, сейчас устроиться на постоянную работу ей непросто. Не взяли даже уборщицей: на вакансию, мол, претендентов много, есть кандидатуры помоложе. Но Татьяна не опускает рук, а лето для нее — особое время:

— Пару раз в неделю от биржи съездить, в остальные дни — в лес. Он с июля кормит, когда ягода идет: черника, малина, брусника... И себе варенья наварить, и на продажу. У частника, когда есть возможность, поработаешь. В сезон можно хорошо получать, было бы желание. Кто не ленится, тот всегда заработает.

ПРАЙС-ЛИСТ 

Сколько можно получать в сезон


Больше всего могут заработать комбайнеры — около 2—3 тысяч рублей в месяц, а то и больше (некоторые горожане подгадывают отпуск под жатву). Но варианты подработки есть не только в поле. К примеру, в интернете много вакансий подсобных рабочих. Им предлагают от 110 за 0,5 ставки до 600 рублей за полную. Зовут не только на стройку, но и на склады, на производство (в том числе и женщин), в бригады по благоустройству территорий, на вырубку кустарников и даже мойку автомобилей. По строительным вакансиям: штукатурам готовы платить 2—5 рублей за квадратный метр, плиточникам — примерно от 7 рублей за квадратный метр (половая плитка).

Лес и огород тоже помогут заработать. Если продавать самим, то за килограмм лесной голубики можно выручить около 6 рублей, а черники — до 5 рублей. Учитывая, что черники в этом году больше обычного, некоторые на ней за месяц зарабатывают тысячу и более рублей. По многим видам продукции частники и Белкоопсоюз дают примерно одинаковые суммы. Государственный заготовитель предлагает сдавать продукцию по ценам, приведенным в таблице (по информации на 26 июля).

 МНЕНИЯ 

Георгий Гриц, заместитель председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации:

— Трудоустройство на короткий срок имеет ряд плюсов. Для работников — возможность получить дополнительный заработок, попробовать себя в новой сфере. Наниматели могут привлечь дополнительную рабочую силу, когда действительно в этом нуждаются, — допустим, на сезон. Для государства создается дополнительная прибавочная стоимость, платятся налоги. На первый взгляд — полное согласие. Но ежегодно количество белорусов, выезжающих на сезонные работы за рубеж, эксперты оценивают в десятки тысяч человек.

Конечно, полностью перекрыть трудовую, а тем более сезонную эмиграцию невозможно. Но есть некоторые факторы, которые создают перевес в пользу поездки на подработки за границу. В частности, существует определенный информационный дисбаланс. Варианты сезонной работы за рубежом в огромном количестве предлагают различные агентства и специализированные сайты. Здесь вам могут предложить на выбор и страну, и специализацию. Тем временем подобных вакансий от отечественных работодателей в систематизированном виде нет. Второй момент — бюрократические барьеры. В последнее время нашим гастарбайтерам в соседней Польше стало значительно проще трудоустроиться: они могут работать только на основании документа от работодателя. Тот в свою очередь должен сообщить о намерении взять на работу гражданина Беларуси в управление труда “повята” и зарегистрировать заявление о приеме иностранца. А белорусам, которые едут на заработки, для оформления официального статуса достаточно получить визу с правом на работу в посольстве Польши. Нам нужно обратить внимание на эти нюансы и создавать такие условия, при которых рабочие места внутри страны стали бы не менее привлекательными и доступными, чем за ее пределами.

Кирилл Томашевский, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой трудового и корпоративного права Международного университета “МИТСО”:

— Сегодня нашим законодательством предусмотрены две модели оформления на краткосрочную работу: по трудовым и по гражданско-правовым договорам. Для трудящихся выгоднее первый вариант. В этом случае есть пять видов срочных трудовых договоров плюс имеется возможность заключения трудового договора с временными работниками. Это, в частности, трудовой договор на определенный срок (от 2 месяцев до 5 лет), на время выполнения определенной работы (его срок устанавливают сами стороны, увязывая с моментом окончания каких-либо работ), на время выполнения обязанностей временно отсутствующего работника, за которым сохраняется место работы, на время выполнения сезонных работ (срочный трудовой договор) и контракт (заключается на срок от 1 года до 5 лет). В случае трудовых отношений с сезонными и временными работниками есть определенная специфика. Во-первых, если работник нанимается на срок до 2 месяцев (а для замещения временно отсутствующего работника — до 4 месяцев), то с ним заключается трудовой договор как с временным, если же он принимается на работу на срок сезона (к примеру, на период уборочной кампании) в пределах 6 месяцев — то как с сезонным; во-вторых, и с временными, и с сезонными работниками не устанавливается условие о предварительном испытании; в-третьих, имеются особенности расторжения трудовых договоров с такими работниками. Если человек хочет устроиться на работу на несколько дней, есть смысл оформить не трудовые, а гражданско-правовые отношения, заключив с работодателем соответствующий договор.

gavrusheva@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter