Источник: Знамя юности
Знамя юности

Вадим Елфимов: знания, убеждения и патриотизм можно передать только одним путем – от человека к человеку

Собираем педсовет

Когда я учился в школе, не было страшнее фразы «Тебя вызывают на педсовет!». Ну все, значит, «докатился», теперь тебя будут «прорабатывать». Лично меня от педсовета бог миловал. 

А может, и не только бог, ведь я далеко не был послушным ботаником. Да и как им было стать, коль дополнительные «университеты» проходил я в знаменитом бандитском районе Киева – Соломенке, описанной еще в мятежной повести о Павке Корчагине. 

А спасал меня еще и директор моей школы Хомич, старый донецкий шахтер с орденом Трудового Красного Знамени на груди – вот и все его украшения. На вопрос отца: «Ну, как тут мой?» – Хомич хитро улыбался и, едва дотягиваясь до моего юношеского плеча, изрекал всегда одно и то же: «Растет на страх врагам!» Вот и весь педсовет.

Не знаю, было ли у директора педагогическое образование, но педагогический талант был точно! Как и у профессора, члена Исполнительного совета ЮНЕСКО, декана факультета международных отношений Цветкова. Словом, у людей, которых я считаю своими главными учителями. И высшая награда для меня то, что и они признали во мне их ученика, причем не самого худшего. Я оправдал их доверие. 

И они оправдали мое. Они ни в чем мне не солгали! А утаили только то, чего сами не знали. Что мне, их последователю, пришлось добывать уже своим умом, нервами, потом, а иногда и кровью. И в конечном счете мы стали не просто учителями и учеником, а соратниками. Я и сейчас, хоть и давно уж нет их на белом свете, чувствую плечо и одобрительный взгляд. 

Можно ли назвать их работу над моим воспитанием услугой? Пусть и образовательной. С тех пор утекло много воды, далеко не все лекции или практические советы помню дословно, зато как сейчас вижу искорки глаз, улыбки, наморщенные в думах лбы. И чувствую их искренность.

Можно ли услугу оказывать искренне? Отношения поставщика услуг и клиента предполагают что угодно, прежде всего соответствие «контрактным условиям» или «образовательным стандартам», но не искренность. Не душевность. Не муки научного поиска. И не радость обретения истины! В забюрократизированном просвещении по определению нет света, в лучшем случае – слабая подсветка. 

Я сам автор одного из государственных образовательных стандартов, скажу честно: без меня и ближайших коллег в нем мало смысла. Стандартизация есть, цифровизация – тоже, а вот знаний почти нет. Есть только тарабарщина из терминов, которую могут разъяснить лишь я и мои коллеги. 

Ибо знания, убеждения, душевную неуспокоенность и народный, а не интеллигентски надуманный патриотизм можно передать только одним путем – от человека к человеку. И не как вирус, а как противоядие и даже вакцину от любых информационно-политических зараз. И как здоровый ДНК народа.

Вот почему прав Президент, когда созвал Республиканский педсовет и сказал, что в начале и во главе образования должен быть Человек – Учитель с большой буквы. И учить других людей он сможет лишь тогда, когда будет обладать знаниями, статусом, достойной зарплатой. Будет свободен от бумажной и цифровой бюрократии. И абсолютно не свободен от интересов простого трудового народа. 

Чтобы между ним и учеником не стояло бы ничего, кроме задачи стать соратниками в деле сохранения и развития страны. 

Вадим ЕЛФИМОВ, политолог, кандидат исторических наук
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter