Собаки показывают клыки

Деревня Белица, в шести километрах от Жлобина, удобно расположилась на минской трассе...

Деревня Белица, в шести километрах от Жлобина, удобно расположилась на минской трассе. Cимпатичное место. Броский магазин райпо, колоритный мини–рынок мягкой игрушки, добротные дома за рядами ограждений. И ничто не выдает страхов, которыми вот уже третий месяц живет деревня, оказавшись в окружении бродячих собак.


На осадном положении


В Белице я была ранним утром. Обычно в такой час на деревенских улицах оживленно. Куры скребутся в пыли, утки топчутся в лужах, гуси шипят вслед. А здесь — тишина. Словно вся живность повымерла... Местная жительница — пенсионерка Татьяна Охота, дожидающаяся меня от имени и по поручению односельчан, открывает глаза на жесткие обстоятельства последнего времени:


— Люди научены. Прячут мелкую живность во дворах. У меня был раньше палисадник, а теперь вместо цветов — куры и утки. А что делать? Нет спасу от бродячих собак.


Собаками меня не удивишь. Где бездомных только не встретишь! Но Татьяна Сергеевна качает головой. У них–то, мол, другая история. Много хуже.


Начались страхи весной, когда коммунальное жилищное унитарное предприятие «Уником» провело ремонт бывшей фермы и открыло в здании пункт приема безнадзорных животных. Одно время он работал исправно. А потом — эпизодически. Местные рассказывают, что последние три месяца пункт больше стоял на замке. Тут и началось... Приезжают люди, чтобы собаку сдать. Пункт закрыт. Долго не думая, тут же выбрасывают животное. А куда голодному податься? Сбиваются в стаи — и по улицам–дворам.


Домашнюю птицу, тогда еще непуганую, передавили — не счесть сколько. Два соседа вспоминают наперебой:


— Глянуть не успел, собака во двор — тащит курицу. Я к соседу, чтобы позвонить в «Уником». Он потом со мной на улицу вышел, посмотреть, что да как.


— Возвращаюсь. А у меня во дворе пес хозяйничает. Придавил двух кур.


С тех пор птицу стали закрывать по домам. Кто во дворе оборудовал место для прогулок, кто в палисаднике. Вот и не стало кур и уток на деревенских улицах.


Голод будит зверя


В один из майских дней Татьяна Сергеевна Охота с мужем управлялась по хозяйству. Пошла глянуть на козу, пасущуюся возле огорода. А там свора псов орудует — терзают ее Зульфию. Подняла пенсионерка крик. Вдвоем с мужем попытались отбить животное. Собака кинулась на них. Обошлось... Вот только питомицу не спасли. Второй кровавый сюжет случился в начале июля:


— Во дворе была с детьми, когда слышу соседа: «Сергеевна, собаки дерут козу!» Бегу туда. Живого места на ней не оставили. Внуки в слезы. Вызвали ветеринара. С трудом «залатал».


Теперь местные жители боятся за детей. Внуки–то съехались на каникулы. Страшно выпускать на улицу без охраны...


Идем к пункту безнадзорных животных. С улицы так сразу и не поймешь, где питомник: ни обозначения, ни указателя. Ага, вот у здания снует человек с косой. Рабочий по уходу за животными Николай Соболев уверяет, что он здесь уже три недели. Правда, собак за это время не привозили. Так и есть: все шесть клеток пусты. Наводит порядок. Обкашивает площадку для выгула. Подмечаю: проемы в ограждении этой самой площадки величиной с малого ребенка. Запусти сюда животных — разбегутся по деревне, не успеешь глазом моргнуть.


Осталось увидеть собак. Пока нарезаю круги по Белице и окрестностям, встречаю лишь трех одичавших животных. Одна хромает вдоль улицы: «Горемыка, она безвредная. Есть собаки с устойчивой психикой, а есть такие, что просто ужас», — комментируют провожатые. Вторую — худую, настороженную — примечаю в кукурузе за деревней. Едва щелкнула фотоаппаратом, рванула так, будто я человек с ружьем. А третью — черную псину внушительных габаритов — нахожу в чистом поле за огородами. Знатоки беспризорного животного мира объясняют:


— Они под вечер обычно появляются. И не каждый день. Видимо, когда некуда деваться от голода. Мы к животным претензий не имеем. Мы против того, чтобы так безалаберно была организована работа пункта. Именно из–за этого у нас столько проблем.


Благими намерениями


— Неужели никуда не звонили, не писали?


— Как же, звонили, — отвечают старики чуть не хором. — И в «Уником», и на «горячую линию» в райисполком. Только без больших перемен. Одни отписки. Дескать, питомник закрыть не можем. Рабочий назначен. Приносим глубочайшие извинения... Сейчас мы уже отправили письма к вам в редакцию, в прокуратуру, в Министерство ЖКХ, в райисполком. Наверное, подействовало, коль в пункте действительно появился рабочий.


При сельчанах с мобильного набираю номер телефона председателя Лукского сельисполкома Петра Альховского, в чье ведение входит Белица. Глава сельской власти подтверждает: проблема есть. Появилась, когда открылся пункт приема. Сельисполком, реагируя на жалобы людей, регулярно подает в «Уником» заявки на отлов собак.


— Сейчас заявка есть?


— Да, по улице Зеленой подавали. Или не подавали? Телефон у нас тогда не работал. Во всяком случае, точно готовили.


В «Уникоме» такой заявки с ходу не припомнили. Последний раз по отлову безнадзорных животных здесь работали в мае. Что в деревне проблема вновь обострилась, говорят, узнали из письма, которое на днях получили от жителей. Технический директор предприятия Валерий Веремейчик заверяет, что ситуацию исправляют:


— Рабочий назначен. Будет на месте постоянно, по графику рабочей недели. Если привезли собаку поздно вечером или в выходные, можно позвонить по мобильному телефону — он и раньше был указан, и сейчас. Специалист выедет и примет. Все это бесплатно. Другой вопрос, что народ у нас, мягко скажем, несознательный. Послужил ему питомец верой и правдой, а он его безжалостно выбрасывает. Свое отношение к животным тоже нужно менять. Ведь откуда безнадзорные берутся?


Мне объясняют: открывался пункт из благих намерений. Чтобы в случае отлова домашних кошек и собак, имеющих регистрационные жетоны, у коммунальников было место, где их разместить и содержать, пока не найдется хозяин. Этого требуют действующие правила.


— И много отловили за четыре месяца?


— Пока ни одного животного. Но регистрация домашних питомцев и выдача жетонов только начались. Поэтому рано делать выводы. Для сравнения: ежемесячно мы отлавливаем 200 бродячих кошек и собак... Кстати, чтобы загрузить пункт, в нем также организовали гостиницу для животных, где хозяева на время могут оставить своих питомцев. Сейчас эту услугу рекламируем.


Теоретически — и гуманно, и в ногу со временем. Практически — сплошь проблемы, с которыми один на один оказались жители Белицы. Нужно ли доводить ситуацию до той степени накала, когда, потеряв надежду получить помощь, люди примутся решать ее самостоятельно? Или случится худшее...


Последняя инстанция, где мне пообещали окончательно во всем разобраться, — Жлобинский райисполком. Заместитель председателя Александр Соколов тут же набрал номер «Уникома»:


— На этой неделе снимите все вопросы.


Значит, неделю подождем.

 

Виолетта НИКОЛАЕВА.


Фото автора.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter