Собачья доля

Никто никогда не считал, сколько бродячих кошек и собак попадает под колеса автомобилей. Водители воспринимают это как дурной знак: если машина запятнана кровью животного, жди большой беды. Существует такая версия, что братья наши меньшие чаще всего сами бросаются под колеса автомобилей. От безысходности...

Бродячим животным, тем, кто уцелел, в Гродно и его окрестностях живется не лучше чем где-либо. В борьбе за чистоту города и во избежание распространения бешенства ведется их массовый отлов и отстрел. Один из пунктов Правил содержания собак и кошек, которым руководствуется ОУПП “Жилищно-коммунальное хозяйство”, так и гласит: “Отлов (отстрел) собак и котов, других хищных животных производится в связи с обеспечением мер безопасности и требованиями жителей...”
А у жителей, как известно, требования разные. Одни на дух не переносят всякую живность, другие ее боготворят.
“Доброты” на всех не хватает
Шесть лет назад в Гродно было зарегистрировано общественное объединение защиты животных “Доброта”. Тогда это был период, когда защитники животных были полны энтузиазма. Они контролировали ситуацию, снимали на видео факты жестокого обращения с животными, увидев которые, действительно хочется, чтобы некоторые люди и собаки в жизни поменялись местами.
У каждого была своя задача: у ЖКХ — обеспечить безопасность жителей города (факты нападения на людей бродячих животных, увы, не редкость), а у “Доброты” — уберечь животных от человеческой жестокости. К счастью, защитники животных с бригадой по отлову животных смогли договориться по-людски: “Доброта” забирала бродяжек буквально из вольеров, где их ждала преждевременная кончина. Разбирали по домам, мыли, лечили, кормили. И когда спасенных животных уже просто некуда было девать (я знала одну женщину, которая в своей квартире приютила около 30 бродячих кошек), энтузиасты из “Доброты” задались целью открытия приюта для животных.
Они разослали письма и нанесли визиты во всевозможные инстанции, включая администрацию Президента. И своего добились. Горисполком для этих благих целей выделил здание бывшего асфальтового завода, которое находилось в 20 километрах от города. Студенты ГрГУ пожертвовали из своих стипендий посильные средства на покупку сетки для вольеров приюта, пенсионеры купили проволоку для его ограды. Казалось бы, процесс гуманного отношения к животным в Гродно сдвинулся с мертвой точки. Но вскоре “новорожденный” приют попал под пристальное внимание государственных ветеринарных и санитарно-эпидемиологических служб. Скудных средств на счету  общества едва хватало, чтобы оплатить всевозможные штрафы. Словом, нагромождение непредвиденных проблем и обстоятельств вызвало раскол в “Доброте”. Несколько человек остались с председателем общества Юрием Овчинниковым работать в несостоявшемся приюте, остальные вернулись к выполнению незаметной миссии спасения животных. И вскоре бродяжки приюта лишились.
— Наше общественное объединение действительно уже не является таким организованным, как раньше, — прокомментировал ситуацию председатель ОО “Доброта” Юрий Овчинников. — Хотя каждый из нас по-прежнему не пройдет мимо брошенного животного. Да, нам не удалось в одиночку осилить проблемы, создать полноценный приют для животных, но мы ведь общественная организация, а проблема безнадзорных животных касается и государственных органов власти. И вопрос этот нужно решать незамедлительно, если мы считаем себя цивилизованными людьми.
В этом Юрий Овчинников, несомненно, прав. Как же решается проблема? Чтобы найти ответ на этот вопрос, я отправилась в ГГУП “Специализированное автомобильное хозяйство”, которое занимается отловом бродячих животных.
Три дня надежды
Зрелище, прямо скажу, не для слабонервных. Отловленных в городе животных содержат в вольерах три дня. Если за это время хозяин находится — их жизнь спасена, если нет — то...
— Животных усыпляем специальным лекарством, — рассказывает о самом процессе главный инженер спецавтохозяйства Александр Иванович Жарков. И как бы в оправдание добавляет: — Мы ведь тоже люди, нам было бы гораздо приятнее доставить животное в специальный пункт содержания, если бы такой имелся. Пока же все, что мы можем, это покормить их, пока они у нас.
— Вопрос об открытии пункта временного содержания домашних и бродячих животных на самом деле актуален, — прокомментировал ситуацию заместитель начальника управления ЖКХ Гродненского облисполкома Андрей Андреев. — Он рассматривался на уровне облисполкома. Рабочие моменты мы уже детально обсудили совместно с гродненским кинологическим клубом “Сатурн”.
“Почему же пока весь этот механизм бездействует?” — спрашиваю у компетентного собеседника. И слышу в ответ, что процесс придет в движение после принятия на республиканском уровне специального законодательного акта об обращении с животными.
Жаль, что тем из бродяжек, которые сейчас с невысказанной тоской в глазах находятся в вольерах гродненского спецавтохозяйства, до времен этих не дожить...

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter